Черноморская районная общественно-политическая газета
18 июля 2019 г.

Выставка Дмитрия Шагина «Смотри в небо – увидишь небо; смотри вдаль – увидишь даль»

 Выставка Дмитрия Шагина «Смотри в небо – увидишь небо; смотри вдаль – увидишь даль»


Государственный музей-заповедник "Херсонес Таврический"

Галерея "Веллум" (Москва) представляют выставку Дмитрия Шагина

«Смотри в небо – увидишь небо; смотри вдаль – увидишь даль»

Открытие: 26 июля 2019 г. в 16-00

Концерт Дмитрия Шагина: 26 июля 2019 г. в 18-00

Даты проведения: 26.07 – 18.08.2019

Адрес: г. Севастополь, ул. Древняя, 1

Министерство культуры Российской Федерации, Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» и галерея «Веллум» (Москва)  и представляют персональную выставку Дмитрия Шагина – петербургского художника, графика, создателя легендарной группы «Митьки», яркого представителя неофициального искусства Ленинграда 1980-х годов и постсоветского времени.

На выставке, в открытии которой принимает участие Дмитрий Шагин, будут представлены около 30 работ из собрания коллекционера, искусствоведа, создателя галереи «Веллум», куратора выставки Любови Агафоновой, а также из собрания автора.

Дмитрий Шагин, также как его друзья, художники-митьки, сосредоточил свое внимание на темах городского фольклора, буднях современников, пейзажах Петербурга, истории родного города. Его работы передают дух и настроение времени – все то, чем живет народ, где гуляет, за чем стоит в очередях. В его произведениях соединилась выразительность живописи и живого слова: в ткань произведений часто включаются реплики, цитируются строки из любимых песен или крылатые слова из популярных советских фильмов: «По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там!», «Груздева надо выпускать!», «Вор должен сидеть в тюрьме!», «Кипяточку бы!». Герои работ Шагина – это веселые морячки в тельняшках или наши современники, образы которых всегда узнаваемы и выразительны. Морская тематика характерна и для живописных, и для графических работ автора.

Дмитрий с большим почтением обращается к образам наших литературных классиков, которых художник иногда в шутку включает в круг своих друзей, например, как в серии «Ну что, брат Пушкин». Его оригинальная авторская манера говорит о многогранности таланта, об умении создать цельный запоминающийся образ, выразить всю непосредственность живой народной традиции.

Куратор выставки Любовь Агафонова в своей книге о митьках писала: «Кажущиеся сегодня наивными, они воплощали жизнью своей, не играя, а проживая, незлобивую митьковскую философию. Точнее было бы назвать их явлением, «Митек» – это комплексное понятие, образ жизни, образ мысли. Они принципиально не говорили о высоком искусстве, их живопись и стихи – ироничные и примитивистские, пребывающие между «Дык» и «Ну, ёлы-палы!»; они создавали основу развивающегося до сих пор словаря, выплеснувшегося из кочегарок и веселых застолий в повседневность. «Митьки» преображали действительность, проживая ее, как вечный праздник, загул, как вечный дионисийский пир, только в декорациях Петербурга 1980–1990-х годов: с зельцем, в кочегарках, в заношенных тельняшках. «Митьки» призывали окружающих – художников, поэтов, музыкантов и просто случайных знакомых – следовать за ними, сделаться частью этой заменившей литературу жизни, ставшей фактом искусства, неким пред-перформансом. Они балансировали на грани, о которой писал Максимилиан Волошин в статье «О Репине», между реализмом и натурализмом, художественным и антихудожественным, фактом искусства и обыденностью».

Сам канонический образ художника-митька – доброжелательного и жизнелюбивого философа в тельняшке, провозглашающего лозунг «Митьки никого не хотят победить!», – стал своеобразным символом времени и, в определенном смысле, самостоятельным  произведением искусства.

«Митьки» имеют свои истоки – ленинградскую школу живописи, переосмысливая которую и добавляя собственные изобразительные средства, художники с успехом решали не только задачи чистого искусства, но и создали целую мифологию. Именно они явились отражением существования для целого поколения «дворников и сторожей», идущих вслед за ними интеллектуалов или пытающихся быть интеллектуалами, «несогласных», тех, кому на рубеже 1980 ‒ 1990-х годов не было еще и двадцати лет, и для которых Борис Гребенщиков в музыке и Дмитрий Шагин в живописи стали, как теперь говорят, «иконами».

Дмитрий Владимирович Шагин – петербургский художник, живописец, график, книгоиздатель, главный организатор группы «Митьки». Родился 29 октября 1957 года в Ленинграде. В 1975 окончил Художественную школу при АХ СССР. В 1984 организовал группу, получившую название «Митьки». Своими учителями считает мать, художницу Наталью Жилину, отца, художника Владимира Шагина, Александра Арефьева и Рихарда Васми. С 1976 года участвует в выставках ленинградских неофициальных художников: ТЭВ (Товарищество Экспериментальных Выставок), ТЭИИ (Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства). С 1988 года постоянно участвует зарубежных в групповых выставках – в Париже, Кельне, Антверпене, Лозанне, Вене, Сан-Диего (США), Нью-Йорке, Вашингтоне, Рио-де-Жанейро. Работы находятся в российских и зарубежных частных коллекциях, а также в собраниях Русского музея, Государственной Третьяковской Галереи, Музея истории города (Санкт-Петербург), Новосибирского музея и др.

Лауреат Художественной премии «Петрополь» (2006) и Царскосельской художественной премии (2009).

Дополнительная информация, запрос иллюстраций:

Инна Пуликова: artinfo@yandex.ru; +7 (915) 101 03 46

Галерея «Веллум»:  www.vellum.ru; +7 (495) 776 33 31


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий