Черноморская районная общественно-политическая газета
31 августа 2018 г.

Этапы славного трудового пути

Этапы  славного трудового пути


В сентябре этого года в Черноморском районе будет отмечаться юбилей нашего ведущего, бюджетообразующего предприятия — «Черноморнефтегаз». Да, ровно сорок лет назад на Тарханкуте было создано это нефтегазодобывающее предприятие общесоюзного в те годы масштаба, благодаря чему район и посёлок получили второе дыхание и начали бурное поступательное развитие.

Одно из важнейших подразделений государственного унитарного предприятия «Черноморнефтегаз» — управление технологического флота и подводно-технических работ, усилиями, старанием и профессионализмом коллектива которого с первых шагов вновь созданного предприятия решались и по сей день решаются сложнейшие задачи организации всего производственного процесса нефтегазодобычи, начиная с изыскательских работ и заканчивая доставкой добытых энергоносителей до потребителя.

Сегодня о первых шагах этого подразделения «Черноморнефтегаза», о его становлении, развитии, преодолении всевозможных сложностей и решении повседневных производственных задач рассказывает заместитель начальника по эксплуатации управления технологического флота и подводно-технических работ, ветеран предприятия Анатолий Агафонович ЕЖОВ.

ТАК С ЧЕГО ЖЕ ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?

Родоначальником управления технологического флота и подводно-технических работ предприятия «Черноморнефтегаз» был основанный в 1971 году цех морского транспорта Евпаторийской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения. Его первым начальником был назначен Аполлон Анатольевич Иконников — капитан, приглашённый из объединения «Каспнефтегазфлот» (город Баку). На баланс вновь созданного предприятия из объединения «Азчерморрыба» были приняты два однотипных судна — СЧС «2026» и «Магнитка». И работа начала набирать обороты.

Металлоконструкции для первой стационарной морской платформы МСП «Голицыно-1» строились на Херсонском судостроительном заводе и монтировались с участием команд экипажей арендованных судов. У Азовского морского пароходства был взят в аренду морской буксир «Прометей», в Черноморском морском пароходстве — буксиры «Гремучий» и «Очаковец», переоборудованный из нефтеналивной баржи лихтер «М. Горький», а также плавкран «Черноморец-8». И экипажам всех этих судов работы хватало с избытком.

С причалов Черноморской военно-морской базы на озере Донузлав для нового нефтегазодобывающего предприятия доставлялось технологическое оборудование, доставка многих грузов шла также от причала «Черноморское» в бухте Узкой, это уже непосредственно в нашем посёлке. Строительство первой стационарной морской платформы заняло полный календарный год и завершилось в сентябре 1971-го года.

Обеспечение производственного процесса бурения, как и обеспечение жизнедеятельности трудовых коллективов вахт, выдвинуло на первый план вопросы регулярной доставки их к месту работы, а также доставки технологических грузов, топлива, продуктов питания, воды. Это стало возможным с началом использования двух уже упомянутых рыболовных судов СЧС «2026» и «Магнитка» и судов, которые принимались на баланс организации. В свою очередь, для отгрузки грузов на суда в целях доставки их непосредственно на морские стационарные платформы (МСП) уже в 1971-1972 годах в бухте Узкой был построен причал.

В начале 1972-го года Распоряжением Председателя Совета Министров СССР Косыгина А.Н. дан прорывной толчок в развитии геологоразведочных работ на Чёрном море: начаты масштабные инженерные изыскания, проектирование и параллельное строительство Базы морского бурения в озере Панском. Для реализации всего этого комплекса достаточно объёмных разноплановых работ необходим был прежде всего обширный состав судов различного назначения. Поэтому в 1972-73 годах с баланса пароходств Черноморско-Азовского бассейна на баланс Евпаторийской экспедиции глубокого бурения были приняты морской буксир «Прометей» мощностью в 1200 лошадиных сил и лихтер «Черноморское» грузоподъёмностью 3500 тонн, а также пассажирское судно «Ай-Петри» пассажировместимостью 102 человека и китобойное судно «Бдительный» мощностью 4000 лошадиных сил, использовавшееся как буксир. Кроме того, в это же время для нужд предприятия «Черноморнефтегаз» получены вновь построенные крановое судно «Скиф» и плавкран «Черноморец-15». 

Для укомплектования экипажей поступивших судов из объединения «Каспнефтегазфлот» была принята на работу большая группа специалистов, профессионалов в своём деле. К нам прибыли капитаны, старшие механики и электромеханики, имевшие опыт работы на судах, обеспечивающих морские нефтяные промыслы: В.М. Аверин, В.Г. Трофимчук, Е.Т. Булгаков, И.Л. Долгополов, А.Т. Сидоров, А.А. Новичков, В.Я. Сикора, А.Я. Шевердяев, А.А. Галустов, Ю.Д. Спигин, В.И. Попов и другие. Многие из прибывших в те годы специалистов составили костяк будущего многолюдного стабильного и профессионального коллектива флота в нашем регионе. С целью разрешения вставшей достаточно остро проблемы обеспечения благоустроенным жильём в посёлке Черноморском, в том числе и для этих специалистов, на улице Кооперативной было построено три трёхэтажных многоквартирных дома.

РОСТ ТЕМПОВ ДОБЫЧИ ДИКТУЕТ…

В последующие годы предприятие, которое постоянно наращивало свои мощности, получало так необходимые ему суда различного назначения. До 1976-го года к нам пришли суда из новостроя: водолазный бот «Бриз», исследовательское судно «Рутил», однотипное с «Ай-Петри» пассажирское судно «Пицунда». Экипажами указанного состава флота обеспечивались буровые работы на морской стационарной платформе «Голицыно-1» (Чёрное море), структурной скважины на острове Змеиный, монтаж, обеспечение бурения и последующий демонтаж МСП на площади «Стрелковая» (Азовское море). Снабжение техническими материалами буровой платформы на «Стрелковой» производилось через Керченский рыбный порт, где для этих целей был специально арендован причал и построена вертолётная площадка.

Летом 1973-го года к причалу в бухте Узкой была пристроена площадка-кондуктор, на которой с участием самоходного плавучего крана «Черноморец-15» и кранового судна «Скиф» были собраны конструкции двух опорных блоков для ведения разведочных работ на площади «Стрелковая» в Азовском море, а в сентябре этого же года конструкции были доставлены в точку монтажа и смонтированы. В этих работах участвовали буксир «Прометей», самоходный плавкран «Черноморец-15», лихтер «Черноморское» и судно «Бдительный». В декабре, после испытания скважины, давшей первый промышленный газ, платформы были демонтированы и доставлены в посёлок Черноморское. В новом, 1974-м году, команды названных судов также участвовали в монтаже, обеспечении бурения и в демонтаже платформы на Азовском море; в это же время началось строительство морской стационарной платформы «Голицыно-4».

Позже, через несколько лет, выполнив стоявшие перед ними задачи, суда «Ай-Петри», «Пицунда» и «Бдительный» были переданы в созданную Одесскую геофизическую экспедицию, входившую в объединение «Крымморгеология», и были переоборудованы под геофизические суда. «Рутил» был передан в Ялтинскую геологическую экспедицию. Производственные связи, как видно, отлаживались и действовали прежде всего в интересах развивающегося народного хозяйства страны.

Со временем география работ флота всё более расширялась. Металлоконструкции морских стационарных платформ собирались в Сухом лимане порта Ильичёвск, и целые морские караваны в составе уже упоминавшихся судов «Прометей», «Черноморское», «Бдительный» и «Черноморец-15» доставляли металлоконструкции из этого порта в точку монтажа.

С открытием в 1975-м году месторождения Голицыно более интенсивно стал строиться порт, и уже в следующем году суда из бухты Узкой перешли в строящийся порт, на 2-й и 3-й причалы. Состав флота продолжал пополняться так необходимыми судами. Поступили водолазный бот «Бриз», баржа «Днепр-1» с установкой для бурения скважин на инженерную геологию, баржа-катамаран «Туапсе», которую использовали для перевозки опорных блоков, а далее, после списания «Днепра-1» и соответствующего переоборудования, — для бурения «звёздочек» по инженерной геологии.

В 1978-м году все предприятия СССР, занимавшиеся на шельфе разведкой и добычей углеводородов, по соответствующему Постановлению Совета Министров Союза ССР были переданы в Мингазпром страны. Этим Постановлением, определившим конкретные задачи для ряда союзных министерств и ведомств, был дан старт бурному развитию работ на шельфе и, соответственно, наращиванию темпов развития нефтегазодобывающей отрасли и всего, что с нею связано.

И, конечно, наш регион не был исключением. В период с 1980-го по 1983-й годы была построена первая нитка газопровода «Голицыно — берег», а для прокладки газопроводов и обустройства Штормового и Архангельского месторождений, начиная с 1978-го года, флот интенсивно пополнялся, причем нарастающими темпами. Если в 1978-м году сюда поступило одно новое судно, аварийно-спасательное — «Сатурн», в следующем году — два, в том числе новое судно обеспечения «Десна», то в 1980-м — четыре: вновь построенные судна обеспечения «Дон» и «Дунай», морской буксир «Этан» и буксирный катер «Бриз», и до 1990-го года включительно дополнительно к ним ещё 24 судна, почти все — вновь построенные, это — плавкраны и теплоходы, танкер и лихтер, транспортно-монтажные и крановые, противопожарное, бункеровщик, транспортно-буксирные и так далее. Многие из этих судов и по сегодняшний день задействованы на различных участках работы ГУП «Черноморнефтегаз».

Как видно из одного только перечисления, обеспечение вновь созданного предприятия нефтегазодобычи на Чёрном море судами различного назначения, крайне необходимое в условиях развития и освоения открытых месторождений и наращивания мощностей строящихся производственных объектов, шло масштабное, объёмное.

КОМУ ФЛОТ ОБЯЗАН СВОИМИ УСПЕХАМИ

Укомплектование судов экипажами производилось порой с трудом, так как плавсостава в те годы в Крыму было недостаточно. Несмотря на кадровый голод, экипажи комплектовались и обучались специфике обслуживания морских буровых установок прямо по ходу работ. Текучесть кадров одно время была очень большой, но те рабочие, специалисты, инженерно-технические работники, которые вопреки различным сложностям смогли здесь освоиться, выросли в настоящих профессионалов и прекрасных специалистов, это Л.А. Горбенко, В.С. Соснов, А.Н. Алабин, В.М. Моторный, А.К. Дзысь, М.П. Митин, В.Р. Малюта, И.В. Поляков, А.А. Бакланов, В.В. Собченко, В.М. Солтан, А.С. Щёчкин, Е.Р. Щербина, В.В. Колесник, М.В. Дзекан, А.А. Безручко, В.Я. Сытник, И.С. Козак. В восьмидесятых годах с Дальнего Востока к нам прибыла большая группа специалистов флота — А.П. Дука, Н.И. Свитенко, Г.В. Верютин, В.И. Тулисов, В.Ф. Лесной, В.Ф. Безуглов и другие, внесшие огромный вклад в становление и развитие флота предприятия «Черноморнефтегаз». 

Пусть вас, уважаемые читатели, не смущает столь длинный список, хотя упомянуты здесь, конечно, далеко не все работавшие в разные годы в «Черноморнефтегазе», — за сорок лет существования этого, одного из самых значимых в Крыму промышленных предприятий, их энергией, профессионализмом, стремлением добиться наилучших результатов на своем участке работы, горячей заинтересованностью в решении самых сложных задач они подняли новое предприятие с его первых шагов, почти с нуля, до заметных, значимых высот, изменили наш регион до неузнаваемости, превратив его в самодостаточный и экономически сильный. Не случайно двум новым судам были присвоены имена наших известных, уважаемых тружеников флота — «Капитан Долгополов» и «Капитан Булгаков», а третьему — имя умелого, грамотного организатора производства, профессионала высокого класса в сфере бурения — «Фёдор Урюпин».

Дальнейшее поступательное развитие и стабильный рост предприятия, к сожалению, остановились, но случилось это исключительно из-за развала всей страны, а не по «внутренним» причинам… 

Но продолжим рассказ о становлении флотского хозяйства в предприятии «Черноморнефтегаз» в восьмидесятые годы прошлого столетия.

После завершения работ, на которых использовались имеющиеся здесь суда, часть их была передана Мингазпрому и Минморфлоту, а другая часть использовалась для работы во Вьетнаме, в предприятии «Вьетсовпетро». С первой половины восьмидесятых годов наши специалисты участвовали в реализации договоров и контрактов, заключённых Министерством внешней торговли СССР с Социалистической Республикой Вьетнам. Танкер «Крым», плавкран «Исполин», транспортно-монтажное судно «Титан-1» и водолазный бот «Отчаянный» были приняты нашими экипажами и перегнаны во Вьетнам. 

В эти же годы наши специалисты трудились на шельфе Чёрного моря в Болгарии, на строительстве платформ и укладке подводного трубопровода в Румынии, работали по внутренним договорам в Дальневосточном бассейне. Один из районов работы наших специалистов — Йеменская Народная Республика, где велось строительство установки беспричального налива нефтепродуктов. И везде наши люди, наш флот были востребованы, решали серьёзные производственные задачи.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА ТРЕБУЮТ НОВЫХ РЕШЕНИЙ

С распадом СССР объём работ на море резко сократился, начались систематические простои флота, что вело к большим убыткам. По этой причине флот предприятия «Черноморнефтегаз» стал активно осваивать зарубежный рынок. Начиная с 1991-го года, суда флота интенсивно работали за рубежом, порой до шести судов одновременно находились в загранрейсах, проводя сложные морские буксировки и обеспечивая всем необходимым строительство буровых платформ. Нередко нашим специалистам приходилось впервые в своей практике решать сложнейшие задачи, например, при выполнении тяжёлых, продолжительных буксировок, таких как буксировка плавдока из Херсона в Петропавловск-Камчатский, в северных морях — баржи «Гигант» с подвешенной на тросах под ней поднятой с морского дна подводной лодкой «Курск» или полупогружной платформы «Петробрас» из Бразилии в Индию. 

В проведении этих сложных и опасных операций участвовали востребованные в условиях рынка новые суда «Атрек», «Сатурн», «Нефтегаз-67» и «Нефтегаз-68», «Титан-2» и «Центавр» — с профессиональными, должным образом подготовленными экипажами. Разведочные работы шельфа у берегов Украины потребовали строительства новых буровых установок. В 2012-м году были закуплены две единицы СПБУ и для их обслуживания — суда снабжения «Мыс Тарханкут», «Фёдор Урюпин», «Калос Лимен» и «Очеретай», а для строительства газопровода в Чёрном море — трубоукладочная баржа «Капитан Булгаков». Работы в объёмах, хотя и в гораздо меньших, нежели в первые десятилетия своего существования, продолжались.

В 2014-м году Крым возвратился в Российскую Федерацию, и вся недвижимость на территории полуострова перешла в его собственность. А вот суда, находившиеся в момент воссоединения Крыма с Россией за границей — «Титан-2» и «Атрек», — остались в собственности Украины.

Подводя итог всему сказанному, следует акцентировать внимание на том, что флот государственного унитарного предприятия «Черноморнефтегаз» — один из немногих флотов бывших советских республик, который не разошёлся по чёрным схемам за границу и продолжает работать по обеспечению Республики Крым природным газом, выполняя поставленные перед ним задачи. Профессионализм, ответственность, серьёзный и грамотный подход к решению этих задач у моряков нашего предприятия по-прежнему востребованы и высоко ценимы. Значит, предприятие будет продолжать славную трудовую биографию, начало которой положено ровно сорок лет назад.

К печати подготовила Любовь ЧЕРНОГОРСКАЯ

Фото Натальи ИВАНЮТЫ 


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий