Черноморская районная общественно-политическая газета
14 мая 2018 г.

ГЕРОЙ РОССИИ — ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НЕДОБЕЖКИН

ГЕРОЙ РОССИИ —  ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ  НЕДОБЕЖКИН


Идя на встречу с Владимиром Владимировичем Недобежкиным, испытывала, признаться, некоторую робость. Ну как же — Герой России. Настоящий! Это ж, вероятно, человек какой-то особенный, лишённый наших обычных слабостей типа необязательности или лени, и что-то в нём должно быть такое необычное, не как у всех, допустим, некая жёсткость, непоколебимость, твёрдость, решительность.
И что оказалось? Почти все из моих предполагаемых оценок попали, что называется, в цель: да, и твёрдость с непоколебимостью «сошлись», и необязательности с ленью действительно даже близко нет. Разумеется, одна встреча сама по себе таких выводов не даст — они утвердились после более близкого знакомства с биографией моего сегодняшнего собеседника — настоящего Героя.
Впечатлили первые же факты биографии Владимира Владимировича. Он, оказывается, с тринадцати лет круглый сирота, и воспитание характера, выработка основных жизненных принципов и представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, были «делом рук» как его самого, так и армии, с которой связана большая часть его сознательной жизни. А, значит, есть какой-то неведомый стержень в человеке, если при таком стечении обстоятельств он сумел их направить в нужное, правильное русло.
Первые серьёзные жизненные уроки преподаны Владимиру в Калининском суворовском военном училище, которое в 1981-м году он закончил с отличием. Там и привиты навыки дисциплинированности и обязательности, чёткого выполнения поставленных задач, преодоления всевозможных трудностей и преград на этом пути.
Как это всё необходимо в обычной жизни, тем более — в обстановке военной службы. Её начало после училища — относительно спокойное, мирное, потому что и в стране тогда были мир и спокойствие. Казалось, ничего не предвещало событий экстраординарных, выходящих за рамки мирных будней. Никому и в страшном сне не могло привидеться того, что началось на переломе восьмидесятых-девяностых годов. Но…
Но как раз к началу всех этих катаклизмов, в 1989-м году, успел Владимир Владимирович окончить Бакинское высшее общевойсковое командное училище. Его однокашник, Артур Оганесович Саруханян, отзывается о Владимире как о серьёзном, грамотном командире, трезво оценивающем обстановку любой сложности, умеющем принять в ней единственно правильное, взвешенное решение. Это суждение подтверждается несколькими боевыми эпизодами, о которых Владимир Владимирович рассказывает хотя и очень сдержанно, скупо, я бы сказала, «пунктирно», зато по-военному понятно и чётко.
С 1989-го года окунулся офицер Недобежкин в водоворот постперестроечных процессов, один страшнее и кровавее другого. Развал страны не мог не сказаться пагубно как на межнациональных отношениях, так и на полной деградации всех прочих контактов и связей — повалилось всё и сразу, и военным пришлось принять результаты этого «обвала» на переднем крае. Служил В. Недобежкин в Северо-Кавказском, затем в Кавказском военных округах, в войсках специального назначения («спецназ») Главного разведуправления Вооруженных Сил России. Систематически участвовал в выполнении спецзаданий в районах вооружённых конфликтов, первый из них — в Нагорном Карабахе. Задачи, которые выполнялись руководимым им подразделением в составе крупного войскового объединения, — это разведка, засадные и поисковые действия, предотвращение терактов, выявление, обнаружение и уничтожение бандформирований, к концу девяностых годов буквально расплодившихся на Кавказе.
Год 1994-й. Декабрь. Первая чеченская война. Город Грозный. Там с конца декабря до середины января уже нового, 1995-го года, проводилась спецоперация по уничтожению крупных радикальных группировок террористов. Операция проведена с минимальными потерями, успешно — получены очень важные и ценные разведданные, захвачено большое количество разнообразного вооружения, боеприпасов, ликвидировано до сотни террористов.
И ещё об одном крупном событии, как нельзя лучше характеризующем командира Владимира Недобежкина, стоит рассказать.
Через год, в январе 1996-го, командир отряда специального назначения Недобежкин возглавил оперативную группу при проведении операции в селе Первомайском в Дагестане по освобождению заложников и уничтожению захватившего их в Кизляре бандформирования Салмана Радуева. Тогда об этих событиях более или менее подробно писали все российские газеты и сообщали каналы телевидения, потому что были они и в самом деле очень напряжёнными и показательными с точки зрения результативности. Скрытно подобравшись к селу, группа Недобежкина нанесла по террористам удар из гранатомётов, рассеяла или захватила почти сотню бандитов. Были уничтожены снайперы и пулемётчики, что дало возможность основным силам наступавших препятствовать прорыву окружённых террористов и полностью уничтожить их. «Народ, — говорит Владимир Владимирович, — в отряде подобрался обстрелянный, с боевым опытом, все — срочники, поэтому обошлось без больших потерь. Окончательный исход операции – в нашу пользу».
Действия решительного и смелого командира получили высшую оценку руководства страны. В Указе Президента РФ от 15 мая 1996 года говорится: «За личное мужество, отвагу и образцовое руководство подчинёнными при выполнении боевых задач подполковнику Владимиру Владимировичу Недобежкину присвоено звание Героя Российской Федерации». К слову, пятеро спецназовцев стали Героями России, а 22-я отдельная бригада специального назначения Главного разведывательного управления первой в постсоветской России удостоена почётного наименования Гвардейской. Заместителем командира этой бригады был тёзка российского Президента полковник В.В. Недобежкин.
Сейчас Владимир Владимирович на мирной службе. Но двое его сыновей пошли дорогой отца, в офицеры Российской Армии. Дело отца есть кому продолжить и приумножить, разумеется, ни в коем случае не желая войны, как это выпало Недобежкину-старшему. Настоящему Герою…
Любовь ЧЕРНОГОРСКАЯ
Фото Ярославы Филипповой


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий