Черноморская районная общественно-политическая газета
22 июня 2018 г.

ОККУПАЦИЯ ЗАПОМНИЛАСЬ МНЕ ВКУСОМ ХРУСТЯЩЕЙ КОРОЧКИ ХЛЕБА

ОККУПАЦИЯ ЗАПОМНИЛАСЬ МНЕ  ВКУСОМ ХРУСТЯЩЕЙ КОРОЧКИ ХЛЕБА


Когда началась война, Вере Григорьевне Ковалевской (в девичестве Ковалёвой) было всего 12 лет. С тех пор утекло немало воды, и многое уже стёрлось из её детской памяти, но 22 июня 1941 года она до сих пор не может вспоминать без волнения и слёз. 
- Война разделила наше детство на две половинки — на «до» и «после», — рассказывает Вера Григорьевна. — В одночасье наша мирная жизнь закончилась, и ей на смену пришли бесконечные тревоги, страх, голод, бомбёжки…
СЕМЬЯ КОВАЛЁВЫХ
Родилась и выросла я в красивом старинном городе Новгород-Северском, расположенном на правом берегу Десны, в 165-ти километрах от Чернигова. Нас у родителей было трое: я и два старших брата — Володя и Виталий. Наш папа работал столяром — делал в своей домашней мастерской мебель на заказ. А мама была портнихой и так же, как и её родная сестра, очень хорошо пела. Я часто вспоминаю её нежный красивый голос…
Папы не стало слишком рано — он ушёл из жизни, когда я была ещё маленькая и ходила в детский сад. А вскоре уехал по направлению в далёкий Краснодарский край наш старший брат Виталий — учительствовать в сельской школе. Мама осталась совсем одна, без сильной мужской поддержки, и все заботы по дому, по воспитанию детей ей пришлось взвалить на свои хрупкие женские плечи. Чтобы прокормить семью, она стала больше набирать заказов на пошив и ремонт одежды — почти каждый вечер мы с братом засыпали под монотонный стрекот маминой швейной машинки. 
Спустя несколько лет я пошла в начальную школу, и только тогда наша мама решилась устроиться на посменную работу, дежурной в гостинице. Перед самой войной я успела окончить четыре класса, а Володя — девять. Несмотря на то, что мы с братом учились в русской школе, украинский язык мы знали тоже хорошо.

ДВА ГОДА В ОККУПАЦИИ
О том, что «на нашу страну вероломно напала фашистская Германия и началась Великая Отечественная война», я услышала по радио, когда зашла в гости к своей однокласснице. Помню, тогда я сразу же подумала о своём старшем брате — очень за него испугалась. Домой прибежала вся в слезах, и с порога закричала: «Мама, мама, началась война! Нашего Виталика заберут на фронт — его могут там убить…». 
Во время бомбёжек мы прятались у соседей в подвалах или бежали через огороды в большой овраг. Тогда весь высокий берег Десны был изрыт пещерками, в которых спасались от вражеских налётов многие горожане. Нарастающий гул моторов немецких самолётов наводил ужас и страх, казалось, это уже никогда не закончится. 
25 августа Новгород-Северский оккупировали. Вскоре и в нашем доме объявились немцы: они заняли самую большую комнату, в которой раньше была папина столярная мастерская. Напротив дома, в ветеринарной школе, разместился немецкий штаб — наши «квартиранты» оказались штабными офицерами. Детей они не обижали, помню, даже иногда угощали нас конфетами и печеньем. К тому же, проживание в доме немецкого начальства в какой-то мере помогло нашей семье избежать постоянных обысков и облав.
Оккупация растянулась на долгих два года. Они запомнились мне постоянным чувством голода и … вкусом хрустящей корочки хлеба. Наш Володя при немцах работал на пекарне, и после смены иногда умудрялся тайком проносить с собой хлеб: в цеху он разрезал булку вдоль на две половинки, которые затем привязывал к телу ремнём. Возможно, благодаря именно этому хлебу нашей семье удалось выжить в это трудное военное время.
Осенью 43-го, после освобождения нашего города, Володя был призван на военную службу, и сразу же вместе с красноармейцами ушёл на фронт, который медленно, но уверенно продвигался уже в обратном, западном направлении…

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Мама опять начала подрабатывать шитьём — нам нужны были деньги, чтобы покупать в магазине самые необходимые продукты. Нас немного выручал небольшой огородик, на котором мы выращивали овощи. Но по-прежнему было очень голодно… 
Помню, что с приходом зимы в доме становилось ещё и холодно — запасы дров давно закончились, а привезти было просто некому. Чтобы хотя бы немного протопить нашу русскую печь и сварить в ней каши, мы с соседскими ребятами таскали из леса сухие обломанные ветки. 
После войны я окончила семилетнюю школу, а затем — финансовые курсы. Работа налоговым инспектором для меня оказалась очень трудной: приходилось много ходить пешком по деревням, да ещё — по бездорожью и в непогоду. Поэтому вскоре я решила сменить профессию, и по совету моей двоюродной сестры-медика поступила на медицинские курсы.  

Вера Григорьевна начинала свой нелёгкий трудовой путь медсестрой в маленьком сельском медпункте на Западной Украине. После замужества она переехала на Брянщину, где несколько лет работала в районной больнице. Свой первый брак Вера Григорьевна называет большой ошибкой: отношения с супругом не складывались даже после рождения дочери. Собравшись однажды на время погостить у мамы, она больше не захотела возвращаться к мужу-тирану. Оставила дочь на воспитание бабушке и уехала работать по направлению в Закарпатье — в туберкулёзную больницу требовались медсёстры.
ВСТРЕТИЛА СВОЮ СУДЬБУ
- Там я встретила свою судьбу, ветеринарного врача Анатолия Львовича Ковалевского, — вспоминает Вера Григорьевна. — Мой будущий муж оказался прекраснейшим человеком: с первых же дней нашего знакомства он окружил меня своей заботой и нежностью. Я никогда не слышала от него грубых слов, он даже не повышал на меня голос. А ещё он стал заботливым отцом для моей маленькой доченьки — воспитывал её как родную.
В 1958 году мы всей семьёй переехали в Черноморское. Нам дали квартиру у самого моря, рядом со старым причалом. Муж работал врачом в ветклинике, а я — медсестрой в районной больнице, которая тогда находилась в самом центре посёлка (ныне — подстанция Скорой помощи). Жили мы очень счастливо, не замечая усталости на работе и бытовых неудобств. Когда наша дочь пошла в школу, мы получили трёхкомнатную квартиру в строящемся микрорайоне за молокозаводом. Причём, вместе с нами в новый дом переехали и все наши соседи. 

Любимой профессии Вера Григорьевна посвятила больше половины своей жизни, её трудовой стаж в медицине — 50 лет! После выхода на пенсию она ещё много лет продолжала работать медсестрой в инфекционном отделении районной больницы. 
- А какие тогда замечательные врачи были в нашей больнице! Старшее поколение с большим уважением отзывается о Варваре Григорьевне Кравец и Ирине Фадеевне Соколовской, — с ностальгией в голосе рассказывает Вера Григорьевна. — К больным они относились всегда с душой; лечили их не только уколами, а ещё — добрым словом и вниманием.
ПЕСНЯ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ
Прошло уже больше двадцати лет, как Вера Григорьевна овдовела. О муже у неё остались только самые тёплые воспоминания, которые все эти годы помогают ей справляться с вдруг нахлынувшим одиночеством. По традиции, когда летом приезжают её внуки и правнуки, они все вместе собираются за одним большим столом. После семейного ужина Вера Григорьевна достаёт из шкафа старые фотоальбомы и в который раз начинает рассказывать своим внукам об их замечательном дедушке, который был предан своей профессии — лечению животных. Выйдя на пенсию, Анатолий Львович увлёкся изготовлением поделок. В найденной сухой ветке или коряге бывший ветеринар с легкостью мог разглядеть очертания лошади, жирафа или собаки. К каждой поделке у Веры Григорьевны особое, трепетное отношение — для неё это не просто украшение интерьера, а дорогая сердцу память.
По вышитым крестиком и гладью цветным салфеточкам, аккуратно расcтеленным на полочках, столе и тумбочках, мне нетрудно было догадаться, что наша героиня когда-то очень любила вышивать. Но своим самым главным увлечением Вера Григорьевна назвала, конечно же, народную песню — она тридцать лет являлась бессменной участницей народного хора «Сударушка». 
- Любовь к народной песне передалась мне ещё с раннего детства, от мамы. Репетиции, конкурсы, концерты никогда не давали скучать. Когда поёт душа — и на сердце становится легче. С хорошей песней, действительно, забываются все невзгоды: «она нам строить и жить помогает!» — сказала мне на прощание Вера Григорьевна.
Лариса ЛАРИНА, фото автора


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий