Черноморская районная общественно-политическая газета
25 марта 2020 г.

ФРОНТОВАЯ МЕДСЕСТРА — КАВАЛЕР ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

ФРОНТОВАЯ МЕДСЕСТРА —  КАВАЛЕР ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ


Позвольте начать наш сегодняшний рассказ об участнице Великой Отечественной войны МАНУКОВСКОЙ Юлии Ивановне с фрагмента вот этой потрясшей меня много лет назад, в один из юбилеев Великой Победы, песни, — «Вальса фронтовой медсестры». Вы потом поймёте, почему — именно с этой песни.
…Фронтовой санбат у лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат, что лежал без ног:
«Мы с тобой, сестра, ещё станцуем».
А сестра, как мел, вдруг запела вальс,
Голос дрогнул, закачался зыбко.
Улыбнулась всем: «Это я для вас»,
А слеза катилась на улыбку.
Сколько лет прошло – не могу забыть
Тот мотив, который пелся с болью.
Сколько лет прошло – не могу забыть
Мужество солдатское и волю…
Такими вот скупыми, но в то же время ёмкими и выразительными красками поэт Владимир Харитонов — сам фронтовик, прошедший войну «от» и «до», рисует эту удручающую, но, тем не менее, полную потрясающего жертвенного оптимизма самую что ни на есть обычную бытовую сценку военного фронтового быта. И сколько же их, медицинских сестёр полевых госпиталей, в подавляющем большинстве своём совсем ещё молодых женщин и девушек, вот так — сердечно, участливо, со «скатывающимися на улыбку слезами», желали всей душой выздоровления и всяческого добра своим подопечным, вытаскивали чуть ли не с того света, выхаживали их, доставленных сюда прямо с поля боя, укрепляли в них веру и надежду, скрашивали их трагичные послеоперационные часы и дни, в том числе вальсом, «который пелся с болью». А всё это вместе взятое и есть, как утверждает песня, — «мужество солдатское и воля»!
Эти ассоциации возникли у меня при более подробном знакомстве с военной биографией фронтовой медицинской сестры Юлии (по документам Ульяны) Мануковской, которой в августе этого года исполнилось бы ровно сто лет. Она и повестку из военкомата с призывом в армию получила в день своего рождения — 28 августа. Это был 1941-й год, летние дни, наполненные упорными, но кровопролитными, кажущимися порой уж совсем безнадёжными боями там, на западе страны, трагедией беспрерывного отступления почти по всему тысячекилометровому советско-германскому фронту, от моря и до моря, и оставляемым «под фашистом» сёлам и городам. Но неправда, советские люди вот так запросто не сдаются и, опомнившись от неожиданного вероломного удара 22 июня, вступили в непримиримую борьбу с агрессором. 
Юлии Мануковской суждено было попасть в 50-й стрелковый, называвшийся тогда почему-то запасным, полк. Проходя курс молодого бойца, вместе со всеми училась она строевому шагу, правильно выполнять команды, рыть траншеи, стрелять из винтовки и всем прочим воинским обязанностям и «премудростям» в условиях подготовки к бою и непосредственно в бою. 
Времени на учёбу — в обрез, так как обстановка на фронтах была очень сложной, и уже через месяц такой учёбы — вперёд, на фронт. Группе, в которой военное дело осваивала Юлия, ещё до войны выучившаяся на медсестру, было поручено эвакуировать больных и раненых из в то время уже прифронтового Харькова и сопровождать их до пункта назначения — до Свердловска. Во время нахождения в пути этот санитарный поезд попал под жёсткий вражеский обстрел, который оказался настоящим боевым крещением молодых, необстрелянных бойцов и серьёзным испытанием на прочность всех, кто в нём находился. 
В декабре поезд прибыл наконец к месту назначения, в глубокий тыл, все больные и раненые переданы в стационарный госпиталь, в котором работало много вольнонаёмных, а всех сопровождавших этот поезд отправили в Нижний Тагил. Там только что созданное небольшое воинское формирование приняло присягу, то есть все стали полноправными, узаконенными военнослужащими с вытекающими из этого факта правами и обязанностями военного времени, и совсем скоро, в феврале 42-го года, отправлены на фронт в Заполярье.
Здесь, на севере, Юлия Мануковская прослужила фронтовой медицинской сестрой до 44-го года, когда наши войска, дислоцировавшиеся и державшие оборону от гитлеровцев в Заполярье, пошли в контрнаступление. И каждый из этих долгих месяцев был наполнен повседневной тяжёлой, на пределе физических и моральных сил, напряжённой, совсем «не женской» работой, бессонными ночами, страданием и болью за тех, кто оказывался в фронтовом госпитале. За ратный труд в суровом северном краю награждена медсестра Мануковская У.И. медалью «За оборону Советского Заполярья». 
Далее были Вологда и переформирование, а затем — в составе 2-го Белорусского фронта бои за освобождение Литвы, Латвии, Польши, да-да, как раз тех стран, где в наши дни сносятся памятники и мемориалы павшим за их освобождение от фашизма советским воинам. И весь этот боевой путь сержанта медицинской службы медсестры Мануковской Юлии — в полевых передвижных военных госпиталях, как очень верно характеризуются они в упоминавшейся песне, — «прокуренных и убитых тоскою». 
Конечно, незабываемыми, на всю жизнь врезавшимися в память остались те картины боевых будней, со всеми их трагедиями более или менее тяжёлых ранений бойцов — солдат и офицеров, рядовых и командиров, каждому из которых надо было помочь преодолеть, превозмочь боль и страдание, увечье или контузию. Кто-то возвращался в строй, продолжал бить проклятых фашистов, кого-то отправляли домой инвалидом — с тяжким сердцем, что такие страшные отметины оставила человеку война, но одновременно и с радостью — живой!
Но сломить советского бойца даже после подобных потрясений не так-то просто, поэт Владимир Харитонов именно об этом и свидетельствует: «И сказал солдат, что лежал без ног: «Мы с тобой, сестра, ещё станцуем…». Однако скольких бойцов спасти или не успевали, или не могли, но ведь и этих наших защитников дома тоже ждали, и надо было пережить и такие драмы человеческие. Вот почему в песне: «А сестра, как мел», и со слезами на глазах. И вот почему, как сказано в наградных документах, за личный вклад в общее большое дело изгнания врага и полный его разгром, за боевые заслуги награждена фронтовая медицинская сестра Мануковская Юлия Ивановна орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Беседуем с сыном нашей героини Леонидом Валентиновичем Мануковским, рассматриваем чёрно-белые фотографии... Говорит, что мама со своим госпиталем «прошла» Кенигсберг и Варшаву, представлявшую в ту весну 45-го года «кучу камней», ужаснулась увиденным в Освенциме и дошагала до самого Берлина. 
Рассматриваю документы военных и послевоенных лет, а вот и военный билет Юлии Ивановны, в котором подробно, пошагово отмечены все её фронтовые годы: 28.08.1941 года, военный билет выдан Прилукским райвоенкоматом; первый пункт службы — терапевтический полевой госпиталь № 2036, в том самом санитарном поезде, почти четыре месяца «катившемся» до Свердловска; с декабря 1941-го по июль 1945-го года — хирургический полевой подвижный госпиталь, исколесивший пол-Европы. Сержант медицинской службы. 
И ещё один важный документ — удостоверение на имя Мануковской Ульяны Ивановны от 18 марта 1998 года о награждении бывшей фронтовой медсестры медалью Жукова за непосредственное участие в Великой Отечественной войне. Узнав об этой почётной награде, Юлия Ивановна, к сожалению, даже подержать её в руках не успела — жизни не хватило: в 1999-м году умерла…
А после окончания той страшной войны и в мирные годы Юлия Ивановна не оставила свою гуманную, хотя и беспокойную, хлопотную профессию, продолжала трудиться, вернувшись со службы на родину, на Украину. Сначала — в Полтавской области, позже, переехав с мужем, участником войны, получившим тяжелейшее ранение и, как следствие, инвалидность, и двумя детьми по программе переселения в Крым, в Черноморском районе.  
На разных участках и в разных должностях трудилась бывшая фронтовичка, через какое-то время уйдя со своей хлопотной службы медсестрой сельского медпункта. Но всегда оставалась в гуще событий обычной мирной жизни, будучи избранной депутатом Новосельского сельского совета, народным заседателем, и везде, как её характеризуют бывшие коллеги и сослуживцы, исключительно добросовестно относясь ко всему, за что бы ни бралась. 
...Давно нет с нами Мануковской Юлии Ивановны. Давайте же «на фоне» тревожащей душу песни вспомним добрым благодарным словом обычную фронтовую медицинскую сестру, кавалера боевого ордена Красной Звезды, внесшей свой посильный вклад в нашу общую Великую Победу…
 
Подготовила Любовь ЧЕРНОГОРСКАЯ 
Фото из семейного архива Леонида МАНУКОВСКОГО

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий