Черноморская районная общественно-политическая газета

«Горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые»

«Горные орлы умирают в небе —  на землю они падают уже мёртвые»


Советский военный лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в городе Алупка в семье рабочего. При рождении получил имя Амет в честь деда. Отец — лакец (родом из Дагестана) Султан Амет-Хан, мать — крымская татарка Насибе. По родителям Амет-Хана считают своим национальным героем как в Дагестане, так и крымские татары. В советском паспорте стояла национальность «татарин». 
В 1937 году Амет-Хан окончил 7 классов и поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище (ФЗУ) в Симферополе. После окончания учёбы в ФЗУ в 1938 году работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в симферопольском аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.
В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А.Ф. Мясникова, Амет-Хан Султан в звании младшего лейтенанта был направлен в 122-й истребительный авиационный полк пилотом, позднее — уже младшим лётчиком в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом.
Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 года совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88». Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя асом. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф-190» (30-я одиночная воздушная победа, 49-я вместе с групповыми).
После войны Амет-Хан Султан служил лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. В 1946 году ему присвоено звание подполковник, в 1953 году Амет-Хан Султан становится лауреатом Государственной премии СССР, а в 1961-м — заслуженным лётчиком-испытателем СССР. 
Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И. Головиным на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В.И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно, и жизнь товарища была спасена.
За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.
Погиб Амет-Хан Султан 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
«Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся вверх, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мертвые», — эти пророческие слова сказал Амет-Хан Султан 25 октября 1970 года, за три месяца до гибели...
Память о легендарном лётчике Амет-Хане Султане — дважды Герое Советского Союза, человеке, прожившем достойную жизнь, живет в наших сердцах и сегодня... 
Подготовила Наталья Иванюта


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий