Черноморская районная общественно-политическая газета
24 июня 2020 г.

О ВОЙНЕ ГОВОРЯТ ДЕТИ

О ВОЙНЕ ГОВОРЯТ ДЕТИ


75 лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны… Всё меньше и меньше среди нас тех, кто в далёком сорок пятом завоевал ПОБЕДУ. Но великий подвиг миллионов солдат, завоевавших победу ценой своих жизней, по-прежнему жив в сознании народа. И нет в нашей стране семьи, по которой смертоносной косой не прошлась война, где бы с особым трепетом не хранились письма с фронта и фотографии отцов, дедов, братьев, не вернувшихся с поля боя, нет человека, у которого бы не наворачивались слёзы на глаза при звучании песни «День Победы». Но самая главная наша победа — это наши дети, наша молодежь! Они не видели войны, но понимают цену Победы! Они с гордостью несут по улицам городов и сёл портреты своих дедов-прадедов в строю «Бессмертного полка», изучают историю и бережно хранят память о героях той страшной, самой кровопролитной войны! И это — главная благодарность ветеранам за подвиг, который они совершили не ради славы — ради жизни на земле. Значит, мы — взрослые — сумели найти правильные слова, сумели привести правильные примеры, сумели воспитать настоящее, правильное поколение! Значит, наши дети не позволят переписать и исказить историю! 
События Великой Отечественной войны по-особому памятны людям старшего поколения.  Но очень важно, чтобы о них знали и помнили их дети, внуки и правнуки.  Ведь именно им выпала особая миссия — сохранить для потомков имена героев, участников этой войны, сберечь историческую память о прошлом нашей Родины. Поэтому в школах Черноморского района особое внимание уделяется привлечению школьников к поисковой, исследовательской деятельности в данном направлении, о чём нам рассказала Галина Николаевна Овчинникова — учитель истории Черноморской средней школы № 1 имени Н. Кудри, старший научный сотрудник ГБУ РК ИАМЗ «Калос Лимен»: «Интересная работа в течение учебного года проводилась и на базе краеведческого кружка МБОУ «ЧСШ № 1 имени Н. Кудри». Ребята установили связь с обучающимися 6 класса Кротковской школы Ульяновской области, где когда-то учился Агафонов В.Я., подготовили интересные сообщения, проекты о прошлом нашего посёлка, событиях Великой Отечественной войны. Особый интерес у школьников вызвали конкурсы военно-патриотической направленности, куда они представили свои исследовательские работы. Одна из них — «Детские души, опалённые войной», подготовленная обучающейся 5 класса Дашей Гноевых на основе воспоминаний детей войны о периоде оккупации посёлка Черноморское. Это исследование было отмечено в числе призёров на республиканской краеведческой конференции учащихся среднего школьного возраста «Крым — наш общий дом», посвящённой 75-летию Великой Победы» (секция: «Трагические страницы войны»). Работа написана на основе документальных материалов, интересно проиллюстрирована фотографиями из личных архивов старожилов посёлка и фондов Черноморского историко-археологического музея-заповедника «Калос Лимен». 
Предлагаем нашим читателям работу ученицы Галины Овчинниковой Дарьи Гноевых в сокращённом варианте. 
ДЕТСКИЕ ДУШИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ 
Наш Черноморский район — всего лишь небольшая частица солнечного Крыма, по площади он уместится на территории полуострова восемнадцать раз. Жители моего любимого посёлка, как и всего Крыма, всей нашей большой страны были взаимосвязаны и неразделимы общей болью, которую принесла война. 
Меняются поколения, но от дедов и прадедов, отцов и матерей мы, дети, узнаём о героическом и тяжёлом времени испытаний и тревог, выпавшем на долю не только взрослых, но и детей. Я попыталась представить, как всё это когда-то начиналось. 
...Тёплая июньская ночь близилась к концу. На востоке уже угадывался рассвет, ярче засеребрились чешуйки воды Чёрного моря, приятно потянуло свежестью. Было 3 часа 13 минут, когда в ночном небе над Севастополем появились самолёты. Что это? Откуда в такую рань? Небо полоснули лучи прожекторов и, наконец, поймали нарушителей — ими оказались ...немецкие самолёты. Наша зенитная батарея открыла по ним огонь. Это был первый артиллерийский залп начавшейся 22 июня 1941 года Великой Отечественной войны. 
Ареной кровопролитных битв стал и наш солнечный Крым. 
НАЧАЛО ВОЙНЫ…
Но давайте перенесёмся в маленький посёлок Ак-Мечеть на западе полуострова. Два месяца до начала войны. Посёлок, кипящий жизнью, детский смех, весёлые родители. Вера, дружба, любовь к Родине — вот что было в душах этих людей. Мальчишки довоенного времени, которым было по одиннадцать-двенадцать лет, ещё не задумывались о ценности жизни, о её быстротечности. Им, игравшим во дворе в войну с ватагой таких же пацанов, и в голову не приходила мысль о том, что их родную землю будет топтать сапог вражеского солдата. И снилось мальчишкам, как мчатся они на краснозвёздном танке, как снаряды рвутся вокруг, а враги в ужасе бегут с поднятыми руками и сдаются в плен. А сколько радости и восторга было у ребят, когда в свободные от учений дни моряки пускали их, таких любопытных и неугомонных, на борт катера, которых было так много в Ак-Мечетском порту. За тарелку настоящего флотского борща, налитую коком, мальчишки рады были драить палубу, принести с огорода ягод и овощей, выполнить любую просьбу. Ведь нет ничего крепче мужской дружбы, особенно с настоящими военными моряками!
Как и в любом уголке нашей страны, акмечетцы жили общими для всех заботами. Колхозники боролись за богатые урожаи зерновых культур, высокие надои молока и привесы животных, выращивали фрукты, овощи, виноград. Работали 37 школ. Лучшей из них по итогам 1940-1941 учебного года была признана Ярылгачская (ныне Межводненская) средняя школа, коллективу которой было вручено Красное Знамя районного совета депутатов и выделено 15 тысяч рублей на капитальный ремонт здания. 
Прошло немного времени, и тревожными сообщениями о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, о первых оборонительных боях, героизме советских солдат и потерях Красной Армии на Тарханкутский полуостров ворвалась война. 22 июня 1941 года в Крыму было объявлено военное положение. Среди тех, кто отправился сражаться с захватчиками, были и выпускники Ак-Мечетской школы 1941 года: П.Н. Терянник, А. Гаренко, В. Белоцерковский, В. Перетятько, А. Оверчук. Где-то совсем недалеко от Крыма уже шли бои, когда они сдавали выпускные экзамены. «Под гул снарядов…», — рассказывала ребятам Валентина Афанасьевна Давыдова, окончившая школу в 1941 году и ушедшая добровольцем на фронт. 
Познакомившись с воспоминаниями переживших войну старожилов посёлка, я попросила маму свозить меня на его окраину, чтобы лучше представить себе пешие колонны призывников и добровольцев, телеги, автомашины с людьми и снаряжением, тянувшиеся в сторону Евпатории. С ними рядом долго шли родственники уходящих на фронт: пожилые родители, жёны и, конечно, дети. «Как нам хотелось быть взрослыми, и тоже идти сражаться с врагом», — написал в своих воспоминаниях бывший ученик, а впоследствии учитель физики нашей школы Щёчкин Игорь Сергеевич. Он тоже шёл в этой колонне, провожая своего отца сражаться с фашистами.  
Об Игоре Сергеевиче хотелось бы сказать особо. Недавно я узнала, что он преподавал физику и астрономию у моей мамы и был её самым любимым учителем. Он всегда добивался понимания темы, относился к ребятам не как к ученикам, а как к младшим товарищам. За это дети его, как выразилась моя мама, просто боготворили. А ещё она рассказывала, что, когда ребята изучали в 10 классе астрономию, то все её одноклассники были готовы сидеть за телескопом ночи напролёт. Он водил своих учеников в походы и везде находил физические, оптические и другие явления и настойчиво задавал вопросы, зачастую сам на них отвечал, таким образом объясняя тему, которую ещё только через несколько дней должны изучать. А когда наступал урок по этой теме, получалось, что уже дети объясняли ему, как ученику. Мама говорит, что это было здорово!
Когда началась война, Игорю Сергеевичу было одиннадцать лет, как и мне сейчас. Далее повествование пойдёт с его слов: «Во время войны я вместе с родителями и братьями жил в Ак-Мечети (ныне — посёлок Черноморское). Был воскресный, солнечный день. На календаре — 22 июня 1941 года. Занятия в школе закончились, впереди каникулы, полные радости и веселья. Мы, дети, играли во дворе, когда кто-то из взрослых сказал, что началась война. Воспитанные на достижениях нашей авиации и флота, знавшие о длинных перелётах и спасении челюскинцев, слушавшие песни «Три танкиста», «Тачанка», «Если завтра война», знавшие о такой далёкой и не особо заметной для нас финской войне, об освобождении Бессарабии и западных областей Украины, сразу поняли, что война пришла, и враг напал на нашу Родину. 
Мы были пионерами, патриотами и очень любили свою страну — Великий Советский Союз. Мы верили в победу, и не просто в победу, а в скорую победу. К этому времени я окончил первый класс (раньше детей в школу принимали с 8 лет) и находился, как и вся наша уличная компания, на каникулах. В понедельник, 23 июня, началась мобилизация. Мужчины собрались в школе (в здании старых мастерских), где пробыли 2-3 дня, а после были отправлены в город Евпаторию. Там были сформированы воинские части… Представьте себе, ещё каких-то два месяца назад мы с друзьями ходили в школу и с нетерпением ждали каникул, а сейчас в моей школе, после того, как вывезли мобилизованных, расположился так называемый «истребительный отряд», а на крыше был установлен пулемёт, из которого стреляли по немецким самолётам, прилетавшим бомбить бухту и посёлок».
Фронт быстро приближался, поэтому принимались меры для защиты населения. Велась усиленная подготовка отрядов самообороны, сооружались окопы, щели и другие оборонительные объекты. Игорь Сергеевич узнал, что такое война, ещё до прихода оккупантов. Он хорошо запомнил первую бомбёжку. Бомбы упали тогда в бухту Узкую, а одна — на улицу Революции. Первый ужас, страх и первая жертва, девочка лет десяти. Осколком ей оторвало руку. 
Дальше было ещё страшнее, ведь одной из забав немецких лётчиков была охота на мирных жителей, даже на одного человека, — обстреливали его из пулемёта. Чтобы оповещать жителей о начале бомбёжки, на вышке, роль которой выполняла церковная башня, был установлен пост наблюдения. Здесь стояла небольшая деревянная будка с мачтой, и при приближении вражеских самолётов на мачте поднимали флаг и включали сирену. Все жители при сигнале тревоги должны были прятаться в убежища: подвалы, окопы, щели.  
«Что такое щель? — вспоминал Игорь Сергеевич, — это зигзагообразная канава глубиной 1,5-1,8 метра, сверху накрытая, имеющая два входа и выхода и места для сидения. Власть дала команду вырыть такие щели в каждом дворе. И однажды такая щель спасла мне жизнь. При очередном налёте по мне, одному бегущему мальчику, была дана пулемётная очередь из низко летящего самолёта. Я видел подскочившие фонтанчики земли, где-то в двух-трёх метрах передо мной, но успел заскочить в щель и остался жив. 
Ни вырытые окопы и вкопанные брёвна, имитирующие зенитки, ни тот единственный крупнокалиберный пулемёт, который стоял на крыше школы, не мешали и не пугали вражеские самолёты. Сирены, бомбёжки — это было очень громко, и у многих вызывало панический страх… 
Где-то в конце октября-первых числах ноября началась эвакуация. Жителей призывали забирать со складов и прятать хлеб (зерно). Мы брали и прятали. Носили и возили, кто, как мог: и мешками, и сумками, и тачками, и подводами. А то, что осталось, облили керосином и подожгли. Урожай 1941 года был богатым, зерна было много, и я помню, как нас, учеников, возили на поля собирать колоски за комбайновыми косилками». 
В сентябре 1941 года в посёлке был сформирован Ак-Мечетский партизанский отряд. В его состав вошли партийные и советские работники, руководители предприятий и организаций. Среди них и директор Ак-Мечетской школы — Людвиг Иосифович Нарвыш. Сначала отряд размещался в здании школы, а 27 октября жители Ак-Мечети проводили своих родных и знакомых — бойцов партизанского отряда — в крымские леса. Домой многие из них уже не вернулись, погибли в схватке с немецко-фашистскими захватчиками. Без вести пропал и бывший директор нашей школы. 
Приблизительно 31 октября взорвали крупнейшую в Крыму нефтебазу в бухте Ярылгач около нынешнего села Межводное. Остававшийся здесь керосин слили прямо в песок. Так военнослужащие-подрывники выполнили приказ командования. Как это ни печально, но другого выхода тогда не было. Не отдавать же эти стратегические запасы фашистам. Оставленные для взрывных работ краснофлотцы, скорее всего, эвакуироваться уже не успели. 
Вездесущие мальчишки военного времени, по воспоминаниям старожилов, видели, как их везли на открытой бортовой машине, раненых или убитых, со стороны урочища Джангуль, в скалах которого они, вероятно, приняли свой последний бой. А в военном городке, находившемся на противоположной стороне бухты, краснофлотцы уничтожили советскую батарею и стратегические объекты. Вслед за этими событиями для жителей Тарханкута наступило тяжёлое время нового оккупационного порядка, установленного фашистами.   
В ОККУПАЦИИ
Согласно официальным документам, территория Черноморского, в то время Ак-Мечетского района подверглась оккупации фашистами с 02.11.1941 г. по 12.04.1944 г. Это было время унижений, страха, преследований.
Николай Петрович Маслов, переживший оккупацию, вспоминал: 
«В ночь на 31 октября наши войска, а также работники райкома партии, райисполкома, милиции на кораблях покинули посёлок (тогда село Ак-Мечеть). Матросы-подрывники взрывали казематы, крепостные и зенитные орудия. А утром 1 ноября, часов в 10, появились первые бронемашины немцев. Возле здания поселкового совета появились и первые предатели, хлебом и солью встречавшие новых блюстителей порядка. Нам было не понять, откуда появились эти отщепенцы. Наши же люди, которых все знали. Немцы не обращали внимания на эти торжества, спешили попасть в военный городок». 
А вот Игорю Сергеевичу Щёчкину особо запомнился день 7 ноября, когда в посёлок вошли особо крупные военные формирования фашистов: «Это было 7 ноября 1941 года, советский праздник — день Октябрьской революции. И именно в этот день они не просто вошли, захватчики въехали на автомобилях и мотоциклах, в «рогатых» касках и с автоматами. Сразу же они показали, что такое оккупация. Они заходили в дома, особенно где не было хозяев, сбивали замки и выламывали двери, рылись в вещах хозяев и брали всё, что им понравится. Но и люди, оставшиеся в своих домах, не особо их смущали. Удар прикладом или направленный автомат на ребёнка, женщину  отбивал охоту сопротивляться, и люди отдавали всё, лишь бы поскорей эти варвары покинули их дома. Через несколько дней всех жителей согнали на площадь перед Госбанком и объявили о назначении старосты и полицаев (в основном из дезертиров, удравших из армии, да, к сожалению, были и такие). Нам объявили, что приказы германского командования надо выполнять беспрекословно, за невыполнение — расстрел. И в дальнейшем, при вывешивании приказов, последней строкой было написано: «За невыполнение приказа — расстрел». Арестовали и расстреляли коммунистов и еврея Галембу. Остальные евреи, жившие в Ак-Мечети, успели эвакуироваться, многие коммунисты ушли в армию, в партизаны, а несколько осталось для подпольной работы. Были слёзы, было горе. 
Мы с ребятами бегали по улицам, лазили по брошенным учреждениям, зданиям, вели себя, как мальчишки. Однажды  мы забрались в здание, где сейчас стоматология, тогда это было здание народного суда, в нём уже побывали немцы. Мы увидели, что снятые со стены большие портреты Ленина и Сталина находятся на полу. Они были чем-то пробиты и кем-то затоптаны. Всё, что так было дорого советскому человеку, было втоптано в грязь и уничтожено немецкими извергами». 
Фашистские солдаты разместились в новом здании Ак-Мечетской школы, построенном накануне войны. В старом, где находился интернат, они поставили лошадей. «На втором этаже школы был открыт клуб, — вспоминал Щечкин И.С., — казарма располагалась там, где располагается сейчас кабинет математики. Там, где школьная библиотека, находилась немецкая канцелярия, рядом была кухня, столовая, складские помещения и комната набора рабочей силы для Германии. Здесь же жила переводчица». 
В клубе для немецких солдат демонстрировались кинофильмы. Пропускали туда и местных мальчишек и девчонок — посмотреть в фашистских кинохрониках на успехи немецкой армии. Сад вокруг школы, посаженный еще в первые годы ее открытия, был вырублен. Парты, лишние столы, стулья фашисты выбросили на школьный двор и постепенно сжигали, как дрова. 
Через некоторое время в небольшом доме по нынешней улице Садовой по распоряжению оккупационных властей открыли начальную школу для акмечетских детей. Но учили в ней только немецкому языку, грамоте и элементарным действиям арифметики. Должны были также воспитывать у детей покорность новым «хозяевам» и приучать их к труду. Преподавала в этой школе бывшая учительница немецкого языка, работавшая до оккупации в Ак-Мечети. Однако, по воспоминаниям Щёчкина Игоря Сергеевича, дети всячески игнорировали занятия. Предпочитали поиграть в свои игры где-нибудь на окраине посёлка, например, в старом саду.
Когда заканчивается детство? У каждого по-разному, в силу жизненных обстоятельств и характера человека. Война многим мальчишкам и девчонкам круто изменила судьбу. Ещё недавно они с весёлыми криками и шумом играли в войну деревянными «винтовками» и «саблями», одерживая победу над воображаемым врагом, а пришла беда, и сразу повзрослели.
Не только взрослый человек, но и «каждый мальчишка рано или поздно должен сделать в своей жизни очень решительный шаг», — писал в своих воспоминаниях Игорь Сергеевич. Для ребят Ак-Мечети это были события начала 1944 года, которые могли закончиться для них очень плохо. Но именно здесь они и проявили своё чувство патриотизма. 
После того, как в Ак-Мечетскую бухту заскочил советский торпедный катер, люди поверили в скорое освобождение от оккупантов. Вот и мальчишки решили помогать «нашим», так они называли советскую армию и флот, и, как могли, приближать день Победы. На вышке церкви у немцев был наблюдательный пункт. Оттуда шёл телефонный провод на морскую дальнобойную батарею, которая находилась там, где сейчас расположен микрорайон «Мрия». 
Ребята решили этот провод перерезать. Игорь Сергеевич вспоминал: «Втроём — я, Володя Коваль, Алик Давыденко — проследили, где проходит этот провод, и на пустыре (на лугу или лимане) решили его перерезать. Провод полевого телефона был стальным, многожильным, в резиновой и тканевой изоляции со смоляной пропиткой. Инструментов у нас — никаких. Гнули руками, пока не переломали все жилки. Руки были чёрные от смолы. Когда шли домой, руки держали в карманах, и нам казалось, что каждый встречный немец с подозрением смотрит на наши карманы. Через некоторое время опять же мы с Володей перерезали ещё один провод, который шёл от вышки к «Марино» (немецкая администрация)
В книге «Партизаны и подпольщики Тарханкута» я прочитала о том, как девочка приблизительно моего возраста — Надя Щербина (позже Надежда Савельевна) помогала своим родителям прятать советского лётчика. Его самолёт был сбит фашистами около Ак-Мечети, и военнослужащий оказался в нашем посёлке. Семья Надежды Щербины проживала по улице Тельмана, 23. Место это отдалённое, на самой окраине посёлка. Рядом — колхозный птичник, где мама Надежды  Нина Георгиевна трудилась птичницей. А её отец Савелий Савельевич работал бригадиром полеводческой бригады. Семья — многодетная, работящая. Взрослые помогали подпольщикам, передавали им продукты, хлеб, одежду. Зерно и муку выменивали у полицаев на самогон, который гнали родители Надежды Савельевны. 
Когда-то Надежда Савельевна рассказывала ученикам нашей школы, как её родители прятали в пещере около огорода советского лётчика, который назвал себя Василием Жемчужным. Однажды к ней подошёл высокий светловолосый мужчина в немецкой одежде. Объяснил, что он советский лётчик, скрывается от фашистов после того, как они сбили его самолёт, и попросил помощи. Девочка вернулась домой вместе с неожиданным гостем и обо всём рассказала матери. Нина Георгиевна переодела лётчика в гражданскую одежду и спрятала в тайнике за огородами. Здесь Жемчужный прожил около года. А после освобождения посёлка он ушёл сражаться с фашистами в действующую армию. 
Интересно, что с помощью моего научного руководителя мне удалось познакомиться с данными сайта «Мемориал» о погибших и пропавших без вести в годы войны. Мы нашли информацию о лётчике Жемчужном Василии, пропавшем без вести в 1942 году. Возможно, это и есть тот самый лётчик, которого своим родителям помогала прятать Надежда Савельевна Щербина, рискуя собственной жизнью.
В апреле 1944 года в Черноморское вошли наши войска. Встречать их вышли все, от мала до велика, с огромной радостью и со слезами на глазах. Среди местных жителей были и дети — Игорь Щёчкин, Вова Коваль, Алик Давыденко, Надя Щербина, Коля Маслов и многие другие, пережившие страшные дни оккупации и очень повзрослевшие за это тяжёлое время... 
 
Работа Дарьи Гноевых — 
ученицы Черноморской СШ № 1
 им. Николая Кудри 
(руководитель — Галина ОвчинниковА)

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий