Черноморская районная общественно-политическая газета
6 марта 2020 г.

Оренбургский пуховый платок (Невыдуманная история)

Оренбургский пуховый платок (Невыдуманная история)


Дверь быстро приоткрылась. В комнату вбежала Светлана.
- Мама, мамочка! – радостно воскликнула она. — Мне вручили аттестат зрелости, ура-а-а! — Мать крепко обняла дочь, горячо поздравила и накинула на её хрупкие плечи новый оренбургский платок.
- Пусть в пургу и метель этот платок согревает тебя, пусть всю жизнь будет твоим талисманом, — проговорила она, проронив слезу. Света долго любовалась подарком матери. Несколько раз, накинув платок на плечи, прокружилась перед зеркалом. 
- Я буду беречь его всю жизнь, — твёрдо заявила она.
- Доченька, а куда теперь думаешь махнуть? — спросила Надежда Ивановна. Света, не задумываясь, ответила: 
- Хочу стать механизатором широкого профиля, обрабатывать почву, выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных культур.
- Да-а, доченька, правильную дорогу выбрала. Профессия хлебороба — самая нужная, самая почетная.
... Раннее июньское утро. Ещё солнце не опустило свои золотые лучи на землю, а возле центральной усадьбы уже было многолюдно.
«Что там такое, что за толпа собралась?» — подумала Света и направилась к людям. Подошла. Заговорил репродуктор, зазвучал железный голос  Левитана, известив о начале Великой Отечественной войны.
- Враг будет разбит! Победа будет за нами! — твердо проговорил он. 
Ранним сентябрьским утром фашисты ворвались в небольшое село. Хозяйничали — как хотели: забирали у людей скот, птицу, дорогие вещи. А кто оказывал хоть малейшее сопротивление, расстреливали на месте без суда и следствия. Почти на каждом столбе висел приказ немецкого командования со словом «расстрел» в самом конце текста. Света видела, как на её глазах расстреляли отца и мать подружки. 
- Мама, мамочка, я не могу быть дома, я пойду добровольцем на войну! — Надежда Ивановна крепко прижала к себе дочь и, роняя слезу, проговорила: — Да, Родина в опасности, надо стать на её защиту, — и тихим голосом добавила: — Обязательно возвращайся домой!
Началось составление списков молодёжи для отправки в Германию. Большую активность проявлял в этой работе одетый в полицейскую форму местный житель Иван Прохоров: выдал многих коммунистов и комсомольцев. Начались повальные аресты, обыски, расстрелы.
Группа автоматчиков во главе с Прохоровым ворвалась и в дом Надежды Ивановны. Забрали всё, что могли, а Прохоров вырвал из рук Светланы оренбургский пуховый платок, и, ехидно улыбнувшись, заявил: «Это будет хороший подарок моей будущей жене».
Спустя несколько дней фашисты арестовали всю молодёжь и группой повели за село. Все односельчане и родные думали, что готовится отправка, но ошиблись. На ломаном русском языке эсэсовец прочитал: «Сейчас мы вас расстреляем». Застрочил автомат Прохорова. Один за другим падали юные тела мальчиков и девочек. 
Света твердо стояла в передней шеренге, с высоко поднятой головой. Выстрелы раздавались совсем рядом, но Света успела выкрикнуть: «Всё равно, гады, победа будет за нами!». Прохоров нажал на курок. Надежда Ивановна с криком выбежала из толпы, обняла дочь и с гневом проговорила: «И для вас настанет час возмездия!». Снова застрочил автомат Прохорова. Мать и дочь в крепких объятиях остались лежать на земле. Из ран сочилась алая кровь.
Героическая оборона Москвы и Сталинграда привела к полному перелому в Великой Отечественной войне. Немецкие войска отступали, неся большие потери. Теперь уже Прохорова не радовали сообщения Информбюро. Отступал он с немецкими войсками в немецкой форме. Чувствуя полное поражение, Прохорову удалось отправить домой извещение: «Ваш сын геройски погиб на территории великой Германии».
- Так и надо предателю Родины, — говорили односельчане.
...В полночь Надежда Ивановна пришла в себя. Как её подобрали — с трудом вспоминает. «Спасибо партизанам», — благодарит Надежда Ивановна. Ранения в плечо и бедро со временем зажили.
Германия капитулировала. Советские люди излечили раны, нанесённые войной, отстроили города и села. Но раны, нанесённые сердцам, — неизлечимы. О них мы будем помнить всегда.
Надежда Ивановна тяжело переносила смерть дочери. Подолгу смотрела на её фото — радостное, весёлое личико.
- Откуда пришла к нам эта проклятая война? — скрипя зубами, повторяла она.
За хорошую работу на свекловичных плантациях сам председатель профкома вручил Надежде Ивановне бесплатную туристическую путевку в Потсдам.
- Езжай, Надежда Ивановна, интересно будет посмотреть.
Надежда Ивановна согласилась. И уже через неделю она с нашей туристической группой медленной походкой шла по Потсдаму, любовалась красивыми зданиями города. Дул прохладненький ветерок. 
- Скоро, товарищи, дойдём до невысокого здания, где проходила Потсдамская конференция глав трёх великих держав — Советского Союза, Англии и США, — пояснил экскурсовод. 
Я обратил внимание — рядом со мной шла Надежда Ивановна, сосредоточенная, подтянутая. Вдруг она приостановилась, а затем быстрыми шагами направилась на встречу к идущей к нам незнакомой женщине. Ловко сорвала с её плеч оренбургский пуховый платок и громко крикнула: «Откуда у тебя этот платок? Это мой подарок дочери, убитой Иваном Прохоровым. Вот, посмотрите — на углу вышитая надпись!».
Развернули платок, и десятки глаз прочли аккуратно выведенные красными нитками слова: «Любимой дочурке от мамы».
Началось следствие. Длилось разбирательство чуть больше года. Десятки томов. И, наконец, час расплаты для предателя Родины настал. Он предстал перед судом народа, перед Советским законом.
Иван Прохоров обвинялся в убийстве женщин, стариков, детей. В злодеяниях предателя Родины было 10 убитых коммунистов, 15 сожженных деревень на территории братской Белоруссии. В ходе судебных заседаний Прохоров рассказал, что под натиском советских солдат отступал до Берлина. Остался жить в Потсдаме. Женился и подарил своей жене оренбургский пуховый платок.
- А почему после войны вы не вернулись домой? – спросил судья
- Боялся возмездия, — прошипел Прохоров. А когда давала свидетельские показания Надежда Ивановна, Прохоров истерически выкрикнул: «Очень жаль, что я вас тогда не убил!».
Конечно, никто не сомневался в решении суда — высшая мера наказания,  расстрел. Изменник Родины, предатель получил по заслугам.
...На поляне, политой кровью защитников Родины, ежегодно расцветают красные маки. Старенькая, убелённая сединой Надежда Ивановна часто приходит на эту поляну: посидит, отдохнёт, и с букетом красных степных маков возвращается домой.
Ничто не забыто, никто не забыт. 
Об этом невозможно забыть!  
Георгий Тамаза, 
житель села Новоивановка 

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий