Черноморская районная общественно-политическая газета

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Плюсы и минусы  дистанционного обучения


Автор данного рассуждения ни в коем случае не претендует на то, чтобы считать себя правым во всем, это его собственные мысли, навеянные собственным опытом.
Когда-то преподаватель во время прохождения нами курсовой переподготовки, рассказывая о вузовском образовании в Америке, говорила, что там профессор во время лекции не начитывает тот материал, который потом студент сдает на сессии. Студенты получают задания и добывают знания самостоятельно. Это большой и тяжелый труд, к нему человека надо готовить со школьной скамьи. 
У нас совершенно другой подход к обучению в школе и в вузе. Студент внимательно перечитал лекции, пошел и сдал экзамен. Конечно, сейчас мы развиваем самостоятельность в учебной работе, дети самостоятельно готовят проекты, защищают их, участвуют в конкурсах. Но все это не могло нас подготовить к тому, во что мы окунулись волею судьбы.
Во время карантина мы вынужденно перешли на дистанционное обучение. Для нас это дело оказалось новым и непривычным. К нему не были готовы ни учителя, ни родители, ни дети. И воспринято оно было по-разному. Для многих детей это явилось продолжением каникул. Для старательных и трудолюбивых — испытанием способностей к самостоятельной работе по добыванию знаний. И хотя это проходило под контролем учителя, очень трудно было определить степень усвоения учениками нового материала, проверить, как они работают. 
Когда мы работаем в школе, мы видим глаза каждого ребенка, видим, насколько он внимателен, как усваивает материал, всё ли ему понятно. Когда же он работает дома, у нас нет уверенности, что он действительно всё выучил и всё понял. Даже каждый день посещая школу, некоторые ученики умудряются не выполнять домашнее задание. Что уж говорить о том, когда они находятся на «безопасном» расстоянии от учителя. А чувство ответственности и сознание того, что они учатся не для учителя, а для получения знаний, к ним еще не пришло.
Обратная связь в классе осуществляется сразу, мы можем скорректировать дальнейшую работу ученика. Но самое главное для меня —живое общение не может заменить никакой компьютер. Возможно, мои взгляды устаревшие, но здесь я описываю свое восприятие дистанционного обучения. Возможно, когда оно усовершенствуется, станет привычным, когда мы приобретем определенные навыки, тогда будет легче и детям, и родителям, и учителям. Но на сегодняшний день дистанционное обучение дает детям повод не учиться, не работать, ведь сознательное отношение к учебному труду развито далеко не у всех, а навыки самостоятельной работы для получения знаний минимальны.
На плечи родителей легла огромная ответственность. Теперь от них в основном зависело, как будут работать их дети. Они должны осуществлять контроль за выполнением работы, помогать справляться с заданиями, быть терпеливыми, и свободного времени всегда не хватает. Да к тому же в их время этот материал подавался совершенно иначе, чем теперь. И забыто очень многое. Приходилось заново учить то, что «проходили» когда-то в школе. 
И еще одна немаловажная проблема: во многих семьях два или даже три ученика. Всем надо помочь, всех проконтролировать. Выполнение работы занимает достаточно много времени. А если при этом в доме всего один электронный носитель, позволяющий проводить дистанционное обучение, то это создает дополнительные сложности, кому и когда садиться за компьютер.
У учителей дистанционное обучение стало занимать больше времени, чем работа в школе. Готовясь к уроку, надо, во-первых, правильно нацелить ученика на самостоятельное изучение темы, во-вторых, отобрать именно тот материал, который поможет усвоению нового, но при этом не отпугнет детей сложностью, в-третьих, разместить и план урока, и его схему, указать в нескольких местах домашнее задание, потом отчитаться за каждый проведенный урок, проверить домашнее задание и выставить в электронный журнал оценки. Проверять материал на электронных носителях гораздо сложнее, чем в тетрадях. В ученических тетрадях я исправляю ошибки или указываю на них, здесь же я каждому ученику выписываю все его ошибки сначала в обычный блокнот, затем печатаю и отправляю вместе с оценкой. Вообще всё пишу сначала на бумаге, только потом переношу в компьютер. Работа занимает практически целый день. Тем более, что учитель работает не в одном классе, а в нескольких.
Какие плюсы я увидела? Есть много учеников, которые стремятся получать знания, очень серьезно и ответственно относятся к учебе. Дистанционное обучение — это проверка их способности работать самостоятельно, умения  находить ответы на вопросы, это воспитание ответственности, сосредоточенности, то есть важных качеств, которые потребуются им в дальнейшей жизни. 
Татьяна Дюкова 


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий