Черноморская районная общественно-политическая газета
17 февраля 2021 г.

По-другому просто не могли…

По-другому просто не могли…


Горькая судьба досталась людям, прошедшим через горнило самой кровопролитной войны и воочию видевшим смерть, голод, разруху, унижения…Разве можно такое забыть?! Нет, такое не забывается! А скольким и по сей день снятся заплаканные лица матерей, получивших похоронки, слышатся стоны раненых солдат, раскаты канонад и взрывы гранат… Воспоминаниями тех страшных лет с нами сегодня делится Майя Петровна Серпеченко, которая рассказала историю своей матери Климиной Марии Григорьевны и бабушки Кавериной Татьяны Ивановны. 
«Моей бабушке — Кавериной Татьяне Ивановне — было всего 18 лет, когда немцы вошли в деревню Малеевка Николаевской области в Украине, где проживала на тот момент её семья. С особой ненавистью фашисты относились к еврейскому населению и старались уничтожить его в первую очередь. Они копали большие рвы и сбрасывали туда тела расстрелянных евреев. Но не все умирали сразу, многие были погребены заживо. Когда до людей доносились новости об очередном готовящемся расстреле, они старались спрятать своих детей в домах соседей. Конечно, не каждый был готов спрятать еврейского ребенка, ведь если найдут — расстреляют и дитя, и спрятавшую его семью. К счастью, находилось много неравнодушных людей. Среди них была и моя мама — Татьяна Ивановна. Рискуя своей жизнью и жизнью своих восьмерых детей она прятала евреев от фашистов. Где только не прятали детей: и на сеновале, и в стогах сена, и в подвале, и в других самых невообразимых местах. Ведь немцы искали везде. Когда всё стихало, еврейским детям носили еду в их укрытия, но при малейшем подозрении на немецкий визит — прятали их снова, — с болью в голосе вспоминает рассказ своей мамы Майя Петровна. — В лесу, недалеко от нашего села, находился партизанский отряд. Партизаны регулярно делали вылазки в деревню и докладывали руководству о месте нахождения и перемещении немцев. Часто они нападали сами. Бывало, дом подожгут, в котором фашисты организовали штаб, или внезапно атакуют», — продолжает свой рассказ Майя Петровна.
Навсегда остались в памяти Майи Петровны Серпеченко воспоминания её мамы о том, как в годы оккупации она и другие односельчане пекли хлеб, а дети относили его партизанам: «Это было очень опасно, нам нельзя было себя выдать. Ходила я в основном одна, иногда с подругой. Мои братья и сестры тоже носили хлеб. Делая вид, что ищем грибы или просто гуляем, мы шли в лес, а после условного знака партизаны выходили из укрытия, чтобы забрать хлеб и другие продукты, которые мы им приносили. А ещё партизаны всегда с нетерпением ждали весточки из деревни — каждый из них переживал за свою семью, а также важно было знать о планах немцев».  
Думали ли эти женщины тогда о смертельной опасности своих действий? Ведь из рассказа Майи Петровны мы узнаём, что у её бабушки — Кавериной Татьяны Ивановны было восемь детей, и она, рискуя своей и их жизнями ради победы, продолжала печь хлеб для партизан и отправлять старших детей на очередную вылазку в лес. Конечно, волновалась, ждала их, выглядывая в окно, но что было делать?! По-другому наши люди просто не могли…
После войны муж бабушки Майи Петровны — Татьяны Кавериной — пришел весь израненный, с больными ногами. Спустя несколько лет умер. Растить детей Татьяне Ивановне пришлось одной. С утра до ночи она работала в поле: косила траву, вязала снопы. Домой приходила уже ночью. Цапала траву в огороде при лунном свете и делала другую домашнюю работу.
«Я так тяжело работала физически. Родила много детей. В поле трудилась до самых родов, там же и рожала, а после кутала детей в тряпки и, оставив под стогом сена, возвращалась к работе. Много переживала за их судьбу, душа болела за каждого. Но как ни странно, я никогда не болела. Наверное, чувство ответственности помогало мне оставаться здоровой и собранной», — вспоминает слова своей бабушки её внучка — Майя Петровна Серпеченко. Она запомнила свою бабушку доброй и уравновешенной женщиной с мягким характером. «Удивительно, как ей удалось сохранить, пронести через все невзгоды доброту и человечность, прожив такую нелегкую жизнь», — говорит Майя Петровна.
«Бабушка очень любила всех своих внуков, была очень доброй и заботливой бабушкой, у неё всегда были припасены гостинцы для них. Жила она у младшего сына Ивана и его жены. Умерла тихо и внезапно в 92 года. Вышла во двор подышать свежим воздухом, села на скамейку и пожаловалась невестке на сквозняк. Та решила принести ей пуховый платок из дома, но когда вернулась, — бабушка уже не дышала...», — прослезившись, заканчивает свой рассказ Майя Петровна.
О таком уходе говорят «лёгкая смерть». Но, наверное, прожив такую сложную жизнь, эта женщина заслужила уйти из жизни достойно, без боли и мучений, с лихвой испытавших за всю свою жизнь.
Светлая память о маме, бабушке, прабабушке будет всегда жить в семьях её детей, внуков, правнуков, потому что её жизнь — это настоящий подвиг, а подвиги в нашей стране чтятся. 
Беседовала 
Людмила Репенко

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий