Черноморская районная общественно-политическая газета
20 февраля 2019 г.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ У БЕРЕГОВ ТАРХАНКУТА

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ  У БЕРЕГОВ ТАРХАНКУТА


Сегодня мало кто из жителей нашего района знает, какие напряжённые военные действия развернулись на море неподалёку от Тарханкутского полуострова в период Великой Отечественной войны. Ведь именно здесь, около западного побережья Крыма, проходили стратегически важные пути доставки грузов, и в первую очередь — горюче-смазочных материалов сражающимся воинским контингентам, как со стороны Красной Армии, так и немецко-фашистских захватчиков и их союзников. Так что в военных сводках 1941-1944 годов наш Тарханкутский полуостров и Ак-Мечетская бухта фигурируют не реже, чем город Севастополь или другие крымские театры военных действий. 
В период оккупации боевое дежурство в морских глубинах нашего региона несли 18 советских субмарин. Об их подводной войне с фашистами, подвигах моряков-подводников рассказывается в исследовательской работе обучающегося 10 класса МБОУ «ЧСШ № 1» имени Н. Кудри Дмитрия Неделько. Предлагаем вниманию читателей нашей газеты сокращённый вариант этой работы, которую предоставила нам для публикации Галина Николаевна Овчинникова, учитель МБОУ «ЧСШ № 1» имени Н. Кудри, старший научный сотрудник Историко-археологического музея-заповедника «Калос Лимен».
ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА в 1941-1944 годах В ЗАПАДНОЙ  АКВАТОРИИ ЧЁРНОГО МОРЯ
В 1941 году основной судоходный путь противника на Черном море пролегал вблизи западного побережья и соединял порты Констанца, Сулина, Бургас, Варна. В основу организации боевого использования подводных лодок на Черноморском флоте, как и на других флотах, был заложен позиционный метод. Позиции (то есть территории базирования) имели небольшие размеры и располагались одна от другой на небольших расстояниях. 
В первые месяцы войны были назначены три позиции. Одна располагалась у мыса Олинька, другая — в районе порта Мангалия, третья — на подходах к мысу Эмине. Все это достаточно далеко от Тарханкутского полуострова и в непосредственной близости от побережья Румынии. За июнь-июль 1941 года было совершено девять боевых походов, однако значительного успеха они не имели.
В августе 1941 года размеры позиций и их нарезка были несколько изменены, что благоприятно отразилось на действиях подводных лодок. Примером этому может служить боевой поход подлодки «Щ-211», которая в этот период потопила немецкий транспорт «Пелес». Подтверждение этому мы находим в сборнике «Хроника морской войны  1939-1945», опубликованном на немецком языке под рубрикой «Библиотека современной истории» (Национальная библиотека Вюртемберга. Штутгарт-2007). В частности, в публикации сказано, что акваторию западной части Чёрного моря патрулировали подводные лодки Щ-208, Щ-209, М-33 и Щ-211. Субмарина Щ-211 (капитан-лейтенант Девятко) 15 августа атаковала румынский конвой и затопила грузовое судно «Пелес», следовавшее к мысу Эмине. 
По мере приближения фронта к Крыму менялись и задачи для подводных лодок. Теперь военные действия на море приходилось вести в непосредственной близости от побережья Крымского полуострова. Поэтому во второй половине октября 1941 года советским подлодкам вместо прежних позиций были определены пять довольно обширных районов в западной части Черного моря. 
Для непосредственного наблюдения за подходами к портам, которые мог использовать противник, дополнительно были отведены три небольшие позиции, в том числе неподалеку от мыса Тарханкут на западе Крымского полуострова. Особое внимание уделялось и расположенной рядом с посёлком Черноморское (ранее Ак-Мечеть) Ак-Мечетской бухте (ныне бухта Узкая). Для этого была очень веская причина — её стратегическое положение. Фашисты не только активно использовали причал вышеупомянутой бухты для приемки и отправки своих судов, но и, по свидетельству старожилов, соорудили второй дополнительный пирс. О значимости местных морских коммуникаций свидетельствуют, прежде всего, разведдонесения, направленные в 1943 и 1944 годах в штаб 51-й армии 4-го Украинского фронта.
«… В порт Ак-Мечеть из Одессы на 15 небольших судах прибыла воинская часть неустановленной нумерации общей численностью 3000 человек, состоящая из немцев и украинских «добровольцев». С этих же судов выгружено 4 танка «Тигр». Одно судно с 4-мя средними танками и 1 тяжелым направилось в направлении Ярылгач (14 км северо-восточнее Ак-Мечети). Ак-Мечеть преобразовали в большой порт, в который ежедневно приходит большое количество судов». Это донесение датируется 22 января 1944 года. Но в таком же ритме Ак-Мечетский порт работал и в 1942 году. Так что повышенное внимание командования подводного флота к этому региону не случайно.


Обстановка на Черном море вновь изменилась уже в январе 1943 года. Под ударами советских войск враг поспешно отступал, оставляя один район за другим. В сложившихся условиях на первое место выдвинулась задача воспрепятствовать эвакуации войск противника морским путем. С этой целью подводные лодки были переразвернуты из западной части Черного моря в район Феодосии. В западном регионе остались лишь позиции вблизи мыса Тарханкут, поскольку эвакуацию противник осуществлял, в том числе, и через Ак-Мечетский порт. В этих условиях было немало примеров успешной деятельности подлодок.
Так, 6 июля 1943 года советский самолет-разведчик обнаружил вражеский конвой, следовавший из Сулины в направлении мыса Тарханкут. Получив данные о противнике, подводные лодки «Щ-201», «С-33» и «Щ-203» перешли на новые, более выгодные позиции. Подводная лодка «Щ-201» (командир — капитан-лейтенант П.И. Парамошкин) первой обнаружила вражеский транспорт. Ее атака была успешной. Однако у торпедированного судна оказался слишком большой запас плавучести, и оно не затонуло. Утром 7 июля его добили наши бомбардировщики.


В августе 1943 года в районе мыса Тарханкут успешно действовала подлодка «Д-4» (командир — капитан 3-го ранга Трофимов). В немецких донесениях сообщается, что она потопила немецкий транспорт «Boy Federsen» (бывший советский «Харьков»), болгарский транспорт «Варна». Не исключено, что на её счету и затопленный германский транспорт «Santa-Fe». 11 ноября 1943 года лодка вышла в очередной боевой поход. По данным Википедии, в последний раз «Д-4» видели 1 декабря с подводной лодки «Щ-209». В немецкой хронике военных действий за декабрь 1943 года сказано, что подлодка «Д-4» потеряна  у берегов Кавказа. Точное место её гибели и причины неизвестны, предполагается подрыв на минном поле. 


В конце 1943 года военные действия подлодок у берегов Тарханкута продолжались. Согласно немецким донесениям, «Щ-209» 4 декабря атаковала здесь «конвой с транспортами 37/103 и UJ KT 40/UJ 102, а также UJ307, UJ2305 и UJ2308», нанеся повреждения вражеским судам. Всего же в ходе кампании 1943 года подводные лодки Черноморского флота совершили 102 боевых похода, во время которых, по данным капитана 1 ранга М. Леонова, потопили и повредили 26 транспортов и 1 танкер, 20 быстроходных десантных барж, уничтожили 18 боевых кораблей и вспомогательных судов противника.
Особого внимания, на мой взгляд, заслуживают действия подводной лодки «Щ-216», позиции которой  располагались вблизи мыса Тарханкут в квадратах № 3, 4, 5, 53, 72, 93, 826, 101. Она вошла в состав Черноморского флота 17 августа 1941 года. За время войны выполнила 14 боевых походов, в которых провела 299 суток, и один транспортный поход в Севастополь. 


В период с 1 февраля 1941-го по 10 февраля 1944 года подлодкой командовал капитан третьего ранга Г.Е. Карбовский. Экипаж состоял из 47-ми человек. Интересно, что он завоевал четвёртое место по результативности боевых действий подводных сил Черноморского флота. 10 октября 1942 года трёхторпедным залпом субмарина потопила румынский транспорт «Carpati» с грузом военного снаряжения и угля, а 6 августа 1943 года, прорвав вражеское охранение, торпедным ударом поразила немецкий танкер «Firuz» с грузом газойля. Танкер получил серьёзные повреждения и надолго вышел из строя. Затонула подводная лодка в феврале 1944 года по невыясненной причине. Роковым для неё оказался 14-й боевой поход, в который она вышла 6 февраля 1944 года из Батуми на позицию № 101 северо-западнее мыса Тарханкут. Прибыв к месту назначения, 10 февраля  в точке 45°06' с.ш./ 32°06,5' в.д. обнаружила конвой в составе двух транспортов в охранении двух сторожевых катеров. По ним были выпущены торпеды из надводного положения. Но оснащенные неконтактными взрывателями торпеды взорвались, не дойдя 100 метров до большого охотника «Uj 106». 
В дальнейшем лодка на связь не выходила и на базу не вернулась. По данным российских исследователей, лодка была затоплена большими немецкими охотниками «Uj 103» и «Uj 106» 17 февраля 1944 года. Это подтверждается немецкими источниками. В частности, в «Хронике морской войны 1939-1945» сказано, что подлодка вела безуспешные атаки против немецких кораблей 10 и 16 февраля, а 17 февраля была затоплена при очередной атаке на западе от Евпатории «UJ 106/т 23». Затонувшая субмарина была обнаружена летом 2013 года специалистами Черноморского центра подводных исследований в районе мыса Тарханкут на глубине 52 метра. До этого лодка считалась без вести пропавшей. 
СЛУЧАЙ С РЫБАКАМИ ИЗ СЕЛА ОЛЕНЕВКИ 
В конце 1943 года особое внимание, в связи с предстоящим наступлением частей Красной Армии, уделялось сбору необходимых разведданных о коммуникациях противника на побережье полуострова. Значительную роль играли в этом и подводные лодки. Об одной из операций, где была задействована подлодка «Щ-201», речь пойдет в данной главе.
В Черноморском историко-краеведческом музее, наряду с другими документами, хранятся газеты «Боевой курс» Учебного Краснознамённого отряда подводного плавания имени С.М. Кирова. Среди размещённых в них публикаций имеются материалы о действиях поблизости от тарханкутских берегов подводной лодки «Щ-201». Об интересных событиях аналогичного характера рассказывается и в письме в адрес Черноморского музея М.Ф. Ильяшенко, который в годы Великой Отечественной войны служил комиссаром на этой подводной лодке. 
Итак, давайте мысленно перенесемся в самый западный регион Крыма, где рядом с мысом Тарханкут расположено село Оленевка. До 1945 года оно называлось Караджи. Издавна одним из основных занятий местных жителей здесь была рыбная ловля. 
Захватив село, фашисты позаботились о том, чтобы рыбный промысел находился под их неослабным контролем. Теперь ловить рыбу необходимо было для новых «хозяев». А чтобы рыбаки не перебрались через линию фронта или не установили связь с действовавшими в соседних селах и на побережье Тарханкута подпольщиками, вместе с рыбаками в лодках и баркасах в море выходили вооруженные немецкие или румынские солдаты. 


В это время неподалеку от тарханкутских берегов боевую вахту несли подводные лодки Черноморского флота. Причём, один из пунктов их наблюдения располагался рядом с мысом Тарханкут. Здесь 30 июня 1943 года дежурила вышеупомянутая советская подлодка «Щ-201».
Именно в этот день, рано утром, рыболовецкая моторная шхуна из села Караджи вышла на промысел в Черное море. На шхуне были бригадир Василий Алексеевич Баланов, рыбаки Артем Федорович Приходько, Иван Павлович Огданец, Василий Кудланов, а также два мальчика — Павлик Приходько и Леня Баланов, сыновья рыбаков. Их, как и полагалось по новым законам, сопровождал вооруженный сержант немецкой армии. Шхуна в село не возвратилась ни на второй, ни на третий день. Не возвратилась совсем. И только после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков все «пропавшие» 30 июня 1943 года рыбаки вернулись домой и рассказали о случившемся. Об этих событиях поведал в своем письме и участник происходивших в июне 1943 года событий комиссар подводной лодки «Щ-201» М.Ф. Ильяшенко. Командовал подлодкой капитан-лейтенант Павел Иванович Парамошкин. 
«30 июня 1943 года через перископ мы обнаружили рыболовецкую шхуну, ставящую сети в море, на видимости береговых батарей… Командир принял решение — захватить шхуну, снять ее экипаж и от него подробно узнать, что делается на берегу. Через 20 минут после начала обеда в немецком гарнизоне подводная лодка всплыла рядом со ставящей сеть шхуной, и начала действовать ранее выделенная и тщательно проинструктированная группа захвата во главе со старшиной Яковлевым. Быстро были сняты с борта шхуны и переправлены на подводную лодку рыбаки и их дети».
Так на борту подлодки оказались рыбаки из села Караджи. Прошло немало времени, пока они смогли сойти на берег. В первых числах июля 1943 года подводная лодка шла на запад, на выполнение нового боевого задания. 7 июля 1943 года подводники обнаружили корабли фашистского конвоя, идущего из Констанцы в Севастополь, и атаковали один из них. Торпедировав вражеский корабль, лодка тут же была атакована фашистским конвоем. С трудом удалось потушить пожар в центральном посту и ликвидировать его последствия. 
11 июля 1943 года подводная лодка прибыла на Потийскую военно-морскую базу. На пристань тогда вместе с экипажем подлодки сошли и наши земляки — рыбаки из тарханкутского села Караджи.


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий