Черноморская районная общественно-политическая газета
21 июля 2021 г.

РОЗОВЫЕ ПИОНЫ БАБУШКИ ЗИНЫ

РОЗОВЫЕ ПИОНЫ БАБУШКИ ЗИНЫ


В начале лета, когда во дворе у бабушки Зины распускаются розовые пионы, полюбоваться этими пышными махровыми цветами приходит почти все село. 
- Какая у вас красота! Какие роскошные кусты пионов! — с восхищением говорят Зинаиде Мартыновне ШЕВЧЕНКО её односельчане-калиновцы. — Это же сколько надо вложить сил и труда, чтобы они выросли такими красавцами?
- Ничего особенного — пионы любят открытое солнце, обильный полив и частое рыхление почвы, — улыбаясь, отвечает хозяйка. — Если придерживаться этих нехитрых правил, они будут радовать вас таким же пышным цветением!
Несмотря на свой уже почтенный возраст, Зинаида Мартыновна продолжает самостоятельно вести домашнее хозяйство и ухаживать за палисадником, в котором помимо пионов растут ещё розы самых разных сортов. «Мне уже 84-й год пошел, но сидеть без дела я не привыкла! — признается бабушка Зина. — Бывает, что с утра давление скачет или суставы ломит, но стоит мне только выйти во двор, как забываю про все свои болячки и начинаю потихоньку что-то делать. Люблю, чтобы кругом был порядок, поэтому у меня с весны все подбелено, подкрашено и трава за двором выцапана. Раньше я и огород большой (30 соток!) сама садила — картошка, огурцы, помидоры всегда свои были. А ещё на зиму закатки крутила, полный подвал стоял, детям и внукам раздавала. А сад какой у нас хороший был: груши, яблоки, абрикосы, сливы!»    
Присев во дворе на лавочку, бабушка Зина поправила на голове белую косынку и взяла в руки старый фотоальбом — в нем хранится память о самых дорогих ей людях и значимых событиях всей её жизни. На первой странице вклеена черно-белая фотография её родителей — Ефросиньи Федоровны Неделько и Мартына Петровича Махотина. С них-то старожил Тарханкута и начала свой душевный рассказ о прожитых годах, тяжелом военном детстве, трудовой юности, а также о женском счастье и материнстве.
МЫ ЖИЛИ БЕДНО, НО ДРУЖНО 
- Я проживаю в Калиновке с самого рождения, с 1938 года. До начала войны наше село называлось Аблагоджа — тогда здесь числилось всего полсотни дворов и около трехсот жителей. Как и во многих других семьях, у наших родителей было шестеро детей (3 мальчика и 3 девочки) — мы жили бедно, но дружно! Отец работал на колхозной конюшне, а мама — сначала на винограднике, потом дояркой на ферме. 
Когда началась война, мне было всего три года, и тем не менее я до сих пор отчетливо помню некоторые эпизоды из того страшного времени. Один из них связан с обстрелом нашего села, во время которого осколком снаряда убило соседскую собаку, а собравшиеся вокруг нее дети плакали навзрыд. Еще помню, как в фашистскую оккупацию в здешней балке стояли большие пушки и было много солдат, которые (по рассказам мамы) ходили по селу в поисках домашних продуктов. Тогда почти на каждом подворье были свои куры, поросята, коровы, за счет чего большие семьи с детьми выживали в войну. И вот, как-то в наш дом зашли румынские солдаты: они протянули маме булку хлеба и консервы, в обмен на ведро молока и десяток яиц. Потом они стали захаживать к нам регулярно, пока весной 44-го их не погнали из Крыма наши войска. 
После окончания войны много наших сельских жителей не вернулось домой, в том числе молодых парней и девчат, которых фашисты насильно вывезли на принудительные работы в Германию. Не вернулся с войны и наш отец: ни писем от него, ни похоронки наша мама так и не получила. К большому сожалению, мне тоже до сих пор о его судьбе ничего не известно... 
ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Наша школа-четырехлетка размещалась в небольшом колхозном домике в начале села (сейчас там улица Школьная). Затем мы перешли учиться в Черноморскую среднюю школу, причем, никакой маршрутки тогда не было — туда и обратно ходили пешком. Помню, что из учебников у нас дома имелся только Букварь, других книг и газет мы просто не знали. А когда в нашем селе, в одном из колхозных домов, появилось первое радио — это стало целым событием! Вечерами там собиралась местная молодежь, чтобы отдохнуть и послушать музыку.  
Окончив 9 классов, я пошла трудиться в родной колхоз. Первое время работала в полеводческой бригаде на прополке буряков, посылали нас и на прореживание рядков подсолнуха и кукурузы. Конечно, было очень тяжело, особенно в летнюю жару. Вместо денег платили трудоднями, за них потом давали зерно, которое шло на откорм домашнего скота и птицы. За что мы покупали шампуни и стиральные порошки? Так, мы этого ничего не видели — мыли голову мыльным раствором из корзинок подсолнечника, а стирали самой обычной глиной! 
ЗАМУЖЕСТВО
В 20 лет я вышла замуж за нашего местного парня — Василия Шевченко, который работал в колхозе трактористом. Вскоре у нас родилась первая дочь Людочка, а потом появилась Валечка. Когда дети немного подросли, я вышла работать дояркой на ферме. От колхоза нам с мужем дали земельный участок, и в 1963 году мы своими руками построили дом. К большому несчастью, мой муж заболел и умер, а я осталась одна с двумя малолетними детьми на руках. 
Спустя время, я снова вышла замуж, и тоже за тракториста. В браке с Антоном Ивановичем Шубой у нас родилась дочь Любочка. Мой второй муж был хорошим семьянином, очень работящим, по выходным ходил к людям на подработки, строил дома, а все заработанные деньги приносил в семью. Бывший фронтовик, награжденный многими наградами (в том числе медалью «За взятие Берлина»), трудностей никогда не боялся, поэтому пользовался большим уважением среди односельчан. А ещё он очень любил рассказывать детям про войну, вспоминал забавные случаи из солдатского быта и часто говорил, что на войне юмор не раз помогал им выжить…
НА ЗАСЛУЖЕННОМ ОТДЫХЕ
В круговороте семейных забот, работы, домашних хлопот жизнь пролетела незаметно, и вот я уже почти 30 лет нахожусь на заслуженном отдыхе. Мой общий трудовой стаж составляет 37 лет, из них 19 лет я проработала в колхозе, 10 лет — кухонным работником в столовой, а перед выходом на пенсию трудилась техничкой. 
Поверьте, на пенсии тоже забот хватает, особенно если живешь в своем доме. Еще несколько лет назад я держала хозяйство и занималась огородом, но сейчас здоровье уже не то. Ухаживая за своим палисадником, я наслаждаюсь ароматами цветов, забываю про долгую зиму и радуюсь наступившему лету. Я хорошо понимаю своих дочерей: у них свои семьи, дети, работа, а значит тоже полно забот. Конечно, они мне каждый день звонят, спрашивают о моем здоровье и какие продукты завезти из магазина, но мне порой так не хватает живого общения. А вот когда мы собираемся вместе, — для меня это настоящий праздник души, я чувствую себя самой счастливой мамой и бабушкой на свете! 
Лариса ЛАРИНА 
Фото автора

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий