Черноморская районная общественно-политическая газета
3 ноября 2020 г.

«ТОЛЬКО ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ…»

«ТОЛЬКО ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ…»


Эта строка из известной песни Владимира Высоцкого о Великой Отечественной войне будет путеводителем моего сегодняшнего не совсем обычного диалога о фронтовике, действительно не вернувшемся из боя, с той войны, Вдовиченко Василии Германовиче.
Заглянув прошлому в глаза 
Диалог этот я веду в нестандартном формате — с …документами давних-давних лет, потому что нет уже на свете ни вдовы фронтовика, ни его детей, внуки же родились много позже окончания войны, и потому рассказать хоть что-либо конкретное о В.Г. Вдовиченко — некому. А документы и несколько фотографий извлекла из семейного архива Наталья Юрьевна Саруханян, внучка фронтовика, которая не только никогда не общалась со своим кровным дедом, но ни разу его даже не видела — он погиб в бою за много лет до её рождения. 
С волнением и трепетом душевным пытаемся мы вникнуть в это «досье» с бесценной информацией и множеством «неизвестных», требующих внимательного и очень тщательного изучения, — вглядываемся в лица на довоенных чёрно-белых фотографиях, с пристрастием снова и снова перечитываем тексты на хрупких, пожелтевших от времени листочках…
Вот — одна из фотографий с надписью прямо на снимке: «Премированные стахановцы Красноармейской МТС с весенних полевых работ».
С фотокарточки на нас смотрит большая группа мужчин. Внимательные, строгие глаза, сосредоточенные, серьёзные лица. Натруженные руки. Некоторые мужчины при галстуках, все — аккуратно причёсанные, по-праздничному одетые. Расположились свободно, без малейшего напряжения, на фоне двух развёрнутых знамён. В глаза бросается дата: 13.V.1937 г. 
Намеренно так подробно описываю фотографию, запечатлевшую коллектив самого обычного сельскохозяйственного объединения, как указано на снимке, Биюк-Онларского района в Крыму. Казалось бы, такая «зловещая», с высоты нынешнего времени, дата — 37-й год! А люди — вот эти простые сельские труженики, в том числе герой моего повествования Вдовиченко Василий Германович (на фото — внизу крайний слева), заняты созидательной работой во благо всей страны и, конечно, своего колхоза в селе Биюк-Онлар (в наши дни это село Октябрьское Красногвардейского района Республики Крым). 
На мирных буднях крест поставила война 
Но наступило утро 22 июня 1941-го года — мирные будни прерваны жестокой войной. Огромные массы народа хлынули в военкоматы проситься на фронт, на защиту своей страны от вероломного агрессора. И именно в это переломное, сложное время Василий Вдовиченко решил вступить в партию, как тогда писали в заявлениях, чтобы быть в первых рядах борцов с фашизмом. Разглядываем первый документ из той эпохи, небольшую серую книжицу, кандидатскую карточку под номером 3355647 на имя Василия Вдовиченко. Дата вступления в кандидаты ВКП(б), то есть во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков) — 23.06.41 г., и отметка об уплате членских взносов за июнь и июль того же года.
Июнь 41-го года! Как же всё вокруг тревожно, непонятно, сумбурно… В кандидатах в партию тогда состояли два месяца — кажется, совсем недолго, но в то насыщенное большими событиями время этого было достаточно, чтобы человек проявил себя достойным образом (или, наоборот, недостойным — находились и такие). Лозунг тех лет «Коммунисты, вперёд!» — не пустая и звонкая фраза, а ко многому обязывающее задание, или, если хотите, приказ партии своему члену быть в авангарде при решении самых сложных и ответственных задач. Не случайно ведь фашисты, бравшие в плен советских бойцов, первым делом расправлялись с политруками (политработниками) и простыми, рядовыми коммунистами, видя в них огромную мобилизующую силу, способную поднять на сопротивление им, агрессорам и захватчикам, огромные массы народа, что коммунисты и делали тогда повсеместно. 
За связь с партизанами — арест
Кандидат ВКП(б) с июня 41-го года, со второго (!) дня войны, Василий Вдовиченко, конечно, не мог оставаться сторонним наблюдателем происходящего на его родной земле: не попав по не известным нам причинам сразу на фронт, он стал помогать местным партизанам. А об этом свидетельствует следующий документ — от руки написанная чётким, разборчивым почерком «Справка». Читаем: 
«Крымская АССР. Биюк-Онларский р-н, Табулдинский сельсовет. 16.XI.44 года. Справка дана Вдовиченко Раисе Филипповне в том, что действительно её муж Вдовиченко Василий Германович имел связь с партизанами Крыма с октября месяца 1943 года и по январь 1944 года. Будучи руководителем земской общины Бораган, он активно помогал в продовольствии партизанам Крыма, так, например, Вдовиченко Василий Германович выдал партизанам в октябре месяце 1943 года с общего склада: муки — 2 центнера, картофеля — 5 центнеров, одну подводу и 4 лошадей для отправки продуктов в лес к партизанам. 10 января 44 года был арестован немецко-фашистским карательным отрядом. За связь с партизанами и сочувствие Советской власти отправлен в тюрьму города Симферополя. О судьбе его ничего не известно. Полагаем, что его расстреляли. Бывший партизан 6-го отряда Сев. соединения Гончаренко В.А. (подпись), в настоящее время председатель Табулдинского сельсовета Биюк-Онларского района».
Эта справка выписана уже в ноябре 1944-го года, после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков, когда крымчане приходили в себя от более чем двухгодичной оккупации.
Что в Симферопольской тюрьме происходило с Василием Германовичем с января 1944-го по принесший освобождение апрель этого же года, неизвестно, но каким-то чудом он оказался на воле. И не только «оказался», а и попал в действующую армию, на фронт. Арестован фашистами был в январе 44-го года, а через три месяца полуостров был полностью очищен от захватчиков, и, судя по всему, до Василия у гитлеровцев «руки не дошли», иначе и в самом деле не миновать бы ему расстрела, а то и виселицы — так расправлялись с партизанами и с теми, кто им сочувствовал, новые крымские «хозяева»: фашисты — они и есть фашисты. Но Судьба смилостивилась над нашим земляком — действительно, каким-то чудом расстрел и виселица его, к счастью, всё же миновали. 
«Верный военной присяге...»
Итак, фронт. Как туда попал, где и как воевал, в каких частях и в качестве кого состоял солдат В.Г. Вдовиченко, каков его боевой путь, через какие сёла, города и страны прошёл — о том в его семье доподлинно никто ничего не знал. Наталья Юрьевна вспоминает, как её бабушка Рая как-то обмолвилась, что уже в самом конце войны пришло официальное сообщение о гибели Василия, а через какое-то время — его коротенькое письмецо с фронта, и все обрадовались — значит, жив! Не поверив «похоронке», Раиса Филипповна, как многие и многие жёны фронтовиков, ждала возвращения своего мужа долгие годы…
Но следы боевых действий и фронтовых путей-дорог Василия Вдовиченко в семейных архивах, к сожалению, затерялись, в том числе и то, последнее письмо, и «похоронка». Но сохранился вот этот документ военной поры, пришедший на адрес: Крымская АССР, Октябрьский район, п/о Табулды, д. Бараган, Вдовиченко Р.Ф.:
«Войсковая часть, полевая почта 68489. 15.06.45 г. № 120. На Ваше письмо сообщаю, что Вдовиченко Василий Германович в бою с немецкими захватчиками, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, погиб 22 апреля 1945 года. Начальник штаба в/ч 68489 майор Рогаченко».
Изложенные в этом документе сведения перекликаются с теми, что приведены в пятом томе «Книги памяти Республики Крым»: «Вдовиченко Василий Германович, 1907 года рождения, Киевская область, Кагарлыкский район, село Николаевка, украинец, рядовой. Погиб 22 апреля 1945 года, похоронен: Чехословакия, Жилинский округ, д. Коцины».
И — всё: был человек, и нет его. Нет воспоминаний о нём, нет мемуаров и свидетельств о жизни на войне и об участии в ней, нет свидетельств и того, где и как, при каких обстоятельствах он принял свою смерть. 
Военный архив: 
Находки и открытия
Но так не должно быть — чтобы и следов от человека не осталось… И я начала копаться в интернетовских архивах, в чём мне сопутствовала удача: какая бесценная информация нашлась в их недрах!
На сайте Министерства обороны России, в разделах «Сводная картотека», «Подвиг народа» и «Память народа», по-военному коротко и чётко, но достаточно полно даются сведения о боевом пути красноармейца Вдовиченко В.Г., начиная с 41-го года, с партизанского, ещё дома, в Крыму, и, как сказано в интернетовском военном архиве, с «конкретным изложением личного боевого подвига или заслуг».
Все данные архива я приводить не буду, так как многое перекликается с уже сказанным здесь, поэтому предлагаю вашему вниманию только два, на мой взгляд, самых важных документа: Наградной лист и выписку из Донесения о потерях.
Оказалось, Вдовиченко В.Г. имеет награды, о которых в семье слыхом не слыхивали: медаль «За отвагу» (приказ от 06.02.45 года) и орден Славы 3 степени, вручённый 08.03.45 года. В Наградном листе на представление к награде призванного в августе 1944 года Биюк-Онларским районным военкоматом Крымской АССР красноармейца, рядового, стрелка 310 стрелкового ордена Кутузова полка 8 Ямпольской стрелковой дивизии Четвёртого Украинского фронта Вдовиченко В.Г. сказано, что «При прорыве обороны противника в районе села Бодолов он первым ворвался в село, смелыми и решительными действиями уничтожил 5 немцев» и, кроме того, чуть позже, «Отражая атаку противника 12 января 1945 года, первым бросился на врага, увлекая за собой товарищей, гранатами и автоматным огнём сразил 8 гитлеровцев». Так характеризует действия бойца Вдовиченко на передовой командир 310 стрелкового полка подполковник Тонконог, подписывая 20 февраля 1945 года представление о награждении нашего земляка высшим солдатским орденом Славы 3 степени, который и был вручён герою через пару недель, 8 марта.
Вы видите по датам: идут последние недели и дни Великой войны, но она кровожадно и неустанно забирает жизни многих сотен и тысяч наших солдат. В конце апреля, на финише войны, бойцы Четвёртого Украинского фронта, в том числе 310-й полк ведут упорные, с большими потерями бои в Словакии. В интернетовском военном архиве Минобороны России на глаза мне попался Именной список безвозвратных потерь, составленный на основе Донесения о потерях в боях с 20 по 25 апреля 1945 года, в котором под номером 206 записано: Вдовиченко Василий Германович, убит 22.04.1945 г. у деревни Коцины, на высоте «932», похоронен в братской могиле у этой же деревни Коцины Жилинского округа Словакии (могила № 1, ряд 1, сверху, 7-й от южной стороны). И если об обстоятельствах отважных действий Вдовиченко В.Г. в ходе того боя, за который он награждён орденом Славы, архив сообщает достаточно подробно, то о том, где и как погиб, — никаких данных нет. К огромному сожалению. Впрочем, это ничего не меняет: теперь мы имеем чёткое представление о том, как воевал рядовой солдат Красной Армии Вдовиченко Василий и когда не вернулся из боя.
Сегодняшний диалог с документами давних лет я хочу закончить на высокой ноте светлой памяти о погибшем вдали от Родины рядовом красноармейце Василии Вдовиченко и обо всех не вернувшихся из боя во имя нашего с вами благополучия и мирной счастливой жизни. Сейчас во многих европейских странах вычёркивают даже саму память о подвиге советских солдат, ценой своей жизни принесших им свободу от фашизма. Но мы, россияне, не забудем этого подвига никогда!
Подготовила Любовь ЧЕРНОГОРСКАЯ
Фото из семейного архива 
Натальи САРУХАНЯН 

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий