Черноморская районная общественно-политическая газета
8 мая 2019 г.

ТОЛЬКО ПОБЕДА И ЖИЗНЬ!

ТОЛЬКО ПОБЕДА И ЖИЗНЬ!


Снова и снова перечитываю сборник «От Советского Информбюро» —  хочу найти сообщения из тех мест и от тех дат, которые связаны с участниками Великой Отечественной войны, героями моего сегодняшнего повествования — Фатыхом и Фаизом Сабитовыми. Хочется не просто констатировать: да, участвовали, а и подтвердить: эти простые советские люди оказались в годы войны в самой гуще событий…
В деревне Ташлык Нижне-Челнинского района в довоенные годы Татарской АССР семья Сабитовых считалась богатой, что по тем жестоким временам оказывалось недопустимым, и потому она была подвергнута так называемому раскулачиванию. В 1930-м году глава семьи Сабитов Мухамед-Гота был арестован и, как враг народа, отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. С тех пор о нём уже никто ничего так и не узнал. Его жену вместе с пятью детьми, в том числе тремя малолетними, выслали на Дальний Восток — в Кербинский район (позже переименованный в район имени Полины Осипенко) Хабаровского края, на прииски. Как ни трудна была жизнь в новых, неведомых местах, женщина уберегла детей, вырастила людьми трудолюбивыми, порядочными, достойными. Старшие, Закия и Зайтуна, добросовестно трудились, младшие, Фатых, Фаиз и Шамиль, добросовестно учились. Но всю эту хоть и тяжёлую, но всё-таки мирную жизнь перечеркнула война… 
Забегая наперед, отмечу: Зайтуна Сабитова (медсестра) за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совеста СССР от 6 июня 1945 года награждена медалью  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
До призыва в армию в 1943-м году старший сын в этой семье, Фатых, как тогда говорили, ровесник Октября, то есть 1917-го года рождения, был уже женат и имел двух детей. Первого июня в Николаевском-на-Амуре горвоенкомате ему была вручена повестка о призыве на фронт. К тому времени дела на советско-германском фронте шли хотя и по-прежнему тяжело, но с явным переломом в нашу пользу: прорыв, а затем и снятие почти девятисотдневной блокады Ленинграда, завершение полным разгромом более чем трёхсоттысячной немецко-фашистской группировки в продолжавшемся несколько месяцев Сталинградском сражении, начавшаяся  битва за Кавказ. 


И вот что об этом сообщалось в сводках Совинформбюро, называвшихся тогда «В последний час»: «…После семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда» (январь 1943 года); «Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда, …сломили сопротивление противника и вынудили его сложить оружие. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск» (февраль 1943 года); «Гитлеровцы разграбили и разрушили город Новороссийск. Целые улицы превращены в развалины. Фашистские палачи замучили, расстреляли и повесили тысячи мирных советских граждан» (апрель 1943 года).
Все эти и, конечно, другие сводки в далёком-далёком от фронта тылу, на Дальнем Востоке, в семье Сабитовых, как в любой другой советской семье, слушали внимательно, с огромным ожиданием одного — скорейшей, только-только замаячившей окончательной Победы! 
И вот пришло время включиться в борьбу за эту Победу Сабитову-старшему, Фатыху. Воевал в 178-м стрелковом полку 175-й стрелковой дивизии Белорусского фронта. Вначале он попал под Смоленск, и угодил в самое пекло — как раз в это время, с первых чисел августа, в этом районе проходила, как её позже охарактеризовали, Смоленская операция. И почти сразу проявил себя смелым, решительным бойцом: находясь в разведке, захватил и доставил куда надо очень  нужного в то время «языка» — немецкого офицера с важными, оказавшимися как нельзя более кстати, документами. За этот мужественный поступок награждён медалью «За отвагу».
Но бои разной степени напряжённости и значимости продолжались. Полк, в котором воевал Фатых Сабитов, шёл уже по Белоруссии. В первых числах октября в Гомельской области пришлось задержаться у деревни Зяброво, несколько раз переходившей от немцев к нашим и наоборот. Конечно, оккупантов советские воины одолели, но в одной из атак Фатых был ранен в левую руку. В горячке боя, не придав значения своей ране и не обратившись за помощью к медикам, он продолжал сражаться с врагом. Это невнимание к собственной проблеме во имя решения общей задачи дорого обошлось солдату. Позже, когда его доставили в госпиталь, на руке началась гангрена, и её по самый локоть пришлось ампутировать. Таким образом в конце 43-го — начале 44-го года «его» война закончилась, и с неё он вернулся домой инвалидом. Несмотря на инвалидность, всю жизнь, до самой пенсии, трудился в Кербинском золотопродснабе и рыбкоопе… 
Это, конечно, очень тяжело — мужчине в неполных тридцать лет от роду остаться инвалидом, и признаю: крайне жестоко утверждать, что ему ещё повезло. Но зная, что его младшему брату выжить в той войне не довелось, говорю всё же о «везении» для Фатыха.
Сабитов-младший, Фаиз, воевал, как и старший, отважно и мужественно. Призван в армию он был всего на несколько дней раньше Фатыха, повестку ему вручили в конце мая 1943 года в районном военкомате района имени Полины Осипенко Нижнеамурской области, и сразу же направили в Хабаровское военное пехотное училище. С начала следующего года — фронт. Он воевал командиром стрелкового взвода в Прибалтике (да-да, в той самой Прибалтике, где в наши дни проводятся марши бывших пособников нацистов и сносят памятники освободителям), а после её освобождения — в Восточной Пруссии. Последнее место службы — 233-й ордена Александра Невского полк 97-й стрелковой Витебской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии. 


Прошу обратить внимание на две детали. Во-первых, дивизия — Витебская, а это значит, что она освобождала Белоруссию, следовательно, Фаиз Сабитов состоял в дивизии, бойцы которой воевали годом ранее где-то поблизости с его старшим братом, как мы помним, тяжело раненным в Гомельской области, то есть тоже в Белоруссии. Во-вторых, несколько боевых орденов, которыми награждена дивизия, свидетельствуют о действительно героическом боевом пути этого формирования. Так вот, и совсем молодой, девятнадцатилетний комвзвода комсомолец Ф. Сабитов воевал, как и вся эта дивизия, тоже героически. Вот что говорится об этом в Наградном листе на Ф.Т. Сабитова:
«Товарищ Сабитов в боях по ликвидации группировки противника действовал смело и решительно. Взвод Сабитова первым форсировал реку в районе Наргау и при защите высоты 36.9 показал пример мужества и отваги, где и погиб смертью храбрых. Достоин награждения орденом Отечественной войны 1 степени. 25 апреля 1945 года». 
Об этих днях конца апреля 1945 года сводки Совинформбюро сообщали: «В течение 21 апреля Центральная группа наших войск продолжала вести наступательные бои западнее реки Одер и реки Нейсе»; «Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление с плацдармов на западном берегу Одера при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации, прорвали сильно укреплённую, глубоко эшелонированную оборону немцев, прикрывавшую Берлин с востока, продвинулись вперёд от 60 до 100 километров, овладели городами (перечисляются — Ред.) и ворвались в Берлин» (23 апреля 1945 года).
Вот она Победа, почти в руках! Но в эти же дни в боях за неё всё ещё погибали тысячи советских бойцов: Победа или Жизнь! Как погиб двадцатилетний командир стрелкового взвода Фаиз Сабитов: в нескольких шагах от Победы, в 1391-й день той самой страшной и кровавой Великой войны, продолжавшейся целых 1418 дней! Похоронен, как сообщили семье, у населённого пункта Кляйн Диршкайм в Восточной Пруссии, где бойцы 3-го Белорусского фронта вели в те апрельские дни последние бои с гитлеровцами. Позже перезахоронен в братской могиле советских воинов мемориального комплекса в посёлке Переславском в Калиниградской области.
Самого младшего Сабитова, Шамиля, 1928 года рождения, война, к счастью, «не достала», но и та цена, которая «уплачена» этой семьёй за нашу Великую Победу, колоссальна. Нам ли, живущим сейчас в мирной свободной стране, не помнить об этом! 
Любовь ЧЕРНОГОРСКАЯ 
От редакции: 
Выражаем сердечную благодарность Лидии Фёдоровне ВАСИЛЬЧЕНКО (в девичестве Халида Фатыховна Сабитова) за предоставленные фото и письменные материалы о её отце и дяде — братьях Сабитовых, участниках Великой Отечественной войны. 


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий