Черноморская районная общественно-политическая газета
19 февраля 2020 г.

ВСПЫХНУЛ И ПОГАС. НО ВСПЫХНУЛ И ПОГАС НЕ ЗРЯ

ВСПЫХНУЛ И ПОГАС. НО ВСПЫХНУЛ И ПОГАС НЕ ЗРЯ


Ничего нет страшнее войны. Но если враг посягнул на твою родную землю, её надо защищать всеми силами. Для моего поколения Великая Отечественная война — пример героизма и любви к своему Отечеству.
Приходя к своей прабабушке в гости, я часто расспрашивала её о тех страшных временах. Она о многом мне рассказывала, так как на момент начала войны ей было девять лет, и очень многое хорошо запомнилось.
Вся её семья жила в Черноморском, в ту пору — Ак-Мечети. В посёлке бои шли на море: оно кипело. Самолёты врага уничтожали морской транспорт, который шел со стороны Одессы на Кавказ. Доказательством тому служат потопленные подводные лодки и сбитые самолёты, которые до сегодняшнего дня поднимают с морского дна. Массовая эвакуация семей партийных работников и работников КГБ шла в основном тоже морем.
Дети того времени очень быстро повзрослели. Они осознали, что наступило страшное время, когда немецкие войска приблизились к поселку. По Евпаторийской дороге шла немецкая техника, румынские тягачи, танки и пулемёты. 
Начался длительный оккупационный период. Для жителей поселка это был период страха и бедности. Немцы организовали биржу труда. Всё трудоспособное население рыло окопы и выполняло различные виды работ, необходимые захватчикам. Молодежь от шестнадцати лет в принудительном порядке отправляли на работы в Германию. За период оккупации в посёлке было четыре «облавы». Называлось это так потому, что молодые люди прятались, но их, как правило, «отлавливали» и отправляли в рабство.
Брата моего прапрадеда, Капелюжного Павла Ивановича, выдал сосед, и в четвёртую «облаву» его, семнадцатилетнего парня, отправили в соляную шахту Освенцим-Биркенау, где он пробыл 4 года и, к счастью, остался жив.
Но с особой любовью и со слезами на глазах вспоминает моя прабабушка своего отца, моего прапрадеда, Капелюжного Николая Ивановича, которому на момент начала войны исполнился тридцать один год. Работал строителем. Вместе с женой воспитывали двоих детей: мою прабабушку Валентину и её брата Анатолия. Семья не знала нужды и на то время жила очень обеспеченно. 


По рассказам прабабушки, её отец был замечательным, веселым, образованным человеком (подготовил мою прабабушку к школе: до первого класса она уже умела читать, писать), отличным охотником и гармонистом. Ни одно мероприятие в посёлке не обходилось без его музыки. 
На фронт прапрадеда забрали по второму призыву. Ему сразу выдали пулемёт, так как знали о его умении хорошо и метко стрелять. Но защищать Крым и родной поселок ему не довелось — вместе со своей ротой был направлен в Прибалтику, которую освобождал от немцев. 
Трудно описать состояние мамы, жены и дочери (моей прабабушки), когда была получена похоронка на сына, мужа и отца.
Как погиб мой прапрадед, стало известно из рассказа его сослуживцев, оставшихся в живых. Рота солдат гнала немцев из Латвии. Бои шли не на жизнь, а на смерть. На подходе к городу Добеле, освобождая мост, мой прапрадед находился на передовой со своим пулеметом. Силы были неравными, немецкие войска отодвигали назад наших бойцов. Русские отступали. Но мой прапрадед Николай не стал отступать вместе со всеми, не такой был он по характеру. Он до конца строчил из пулемета, не давая немецким захватчикам подойти к мосту. Но не смог выстоять в неравном бою… Мой прапрадедушка был убит немцами. Он мог бы остаться в живых, отступив с остальными бойцами, но не стал этого делать, стоял до последнего, защищая свою Родину.
Мой прапрадед и другие погибшие были захоронены в братской могиле на военном кладбище города Добеле Латвийской Республики. На верхнем уровне установлены памятник и пять надгробных памятников, на нижнем уровне — ещё пять надгробных памятников и один индивидуальный памятный знак. По периметру сооружена мемориальная стена: одна мемориальная стена сооружена вдоль западной стороны кладбища и по две мемориальные стены — вдоль северной и восточной сторон кладбища. В мемориальные стены вмурованы двести шестьдесят семь памятных плит из чёрного камня. На одной из памятных плит указаны фамилия, инициалы и звание моего прапрадеда — Капелюжного Николая Ивановича. По стечению обстоятельств, в этом городе живет дочь прабабушкиной подруги, которая каждый год 9 Мая по просьбе прабабушки возлагает цветы к этой плите.
Короткую жизнь моего прапрадедушки можно сравнить с золотистым, ярким лучом. Вспыхнул и погас. Но вспыхнул и погас не зря. Кто-то сказал: «Проживи так, чтобы о тебе помнили». Я помню и никогда не забуду его героизм. Я горжусь своим прапрадедушкой, он для меня — герой! А ещё я обещаю, что о его подвиге, о том, как надо защищать свою Родину, будут знать и мои дети. Ведь у памяти нет срока давности.
Ксения Дроган, ученица 8-А класса 
Черноморской средней школы № 1 
имени Николая Кудри


Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий