Черноморская районная общественно-политическая газета
31 марта 2021 г.

ЖИВЕМ ОДНИМ СТРЕМЛЕНИЕМ — ЧТОБЫ ТРАГЕДИЯ ВОЙНЫ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПОВТОРИЛАСЬ!

ЖИВЕМ ОДНИМ СТРЕМЛЕНИЕМ —  ЧТОБЫ ТРАГЕДИЯ ВОЙНЫ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПОВТОРИЛАСЬ!


Ровно 77 лет отделяют черноморцев от знаменательной даты — 14 апреля 1944 года. Эта дата вошла в историю Великой Отечественной войны как день освобождения Черноморского района от немецко-фашистских захватчиков. Все эти годы жители Тарханкута бережно хранят память о своих односельчанах, которые не вернулись с полей сражений, и выражают слова безмерной благодарности оставшимся в живых воинам-освободителям.
Год назад наша газета рассказывала об истории открытия в Новоивановском сельском поселении Мемориального комплекса и историко-краеведческого музея «Память сердца», где, благодаря усилиям местных активистов, в 2019 году была оформлена большая фото-экспозиция «Вечная память и слава воинам-односельчанам», посвященная 126 ветеранам трех войн, участникам боевых действий в «горячих точках», воинам-интернационалистам, бывшим узникам фашистских концлагерей и остарбайтерам, насильственно вывезенным на работу в Германию. В уголке истории также разместились три Мемориальные доски с высеченными в алфавитном порядке фамилиями 178 воинов-односельчан.
Тогда, в преддверии 75-летия Великой Победы, новоивановские активисты задумали новый проект — документальный фильм «Память сердца», смонтированный из видеороликов, где каждый желающий мог бы рассказать о героических подвигах своих родителей, дедушек и бабушек, которые с первых дней войны мужественно встали на защиту своей Родины и ценою неимоверных человеческих усилий сумели разгромить фашизм, отстоять честь, свободу и независимость советской страны.
Автором одного из таких видеороликов стала Татьяна ЕФИМОВА из Евпатории, которая поделилась семейной историей своих родителей — Фурлетова Павла Васильевича и Фурлетовой Ольги Гавриловны (в девичестве Фисуренко).  
- Судьба нашей крымской семьи во многом схожа с многострадальной историей нашей страны, в которой один из самых трагических периодов связан с Великой Отечественной войной, — рассказывает Татьяна Павловна. — В первые месяцы войны только из нашей семьи было отправлено на принудительные работы в нацистскую Германию пять человек: мой дед Фисуренко Гаврила, мамин старший брат Иван (1924 г.р.) и старшая сестра Маруся (1925 г.р.), а также муж второй старшей сестры Татьяны — Мелешко Николай и папин брат Фурлетов Михаил. Все они попали в облаву, находясь в центре села Табулды (ныне — Медведево). 
Тетя Маруся работала на швейной фабрике в Кёнигсберге, дядю Колю отправили на шахту, а дедушка Гаврила сначала попал в Австрийский трудовой лагерь. Он был очень истощен, и когда туда пришли фермеры отбирать работников, его пожалел один из охранников: «Не смотрите, что он такой хилый — он очень хорошо управляется с животными». И дедушку взяли в одну фермерскую семью ухаживать за домашней скотиной. Там, на сельхозработах, дедушка «подхватил» туберкулез, а после освобождения он вместе с другими остарбайтерами ещё некоторое время пребывал в венгерском проверочно-фильтрационном лагере, откуда приехал домой уже совсем больным.
Старший мамин брат Фисуренко Николай Гаврилович и мой дед по отцу Фурлетов Василий Тимофеевич прошли всю войну, с первых дней — до самой Победы. В конце войны домой вернулись все, кроме Ивана, который погиб от рук фашистов. Родные так и не сказали матери о смерти её младшего сына. Бабушка Мария ждала Ваню на протяжении 20 лет: она каждый вечер выходила за ворота и с надеждой вглядывалась вдаль. Не дождалась…
Из воспоминаний нашей мамы Ольги Гавриловны, на протяжении 2,5 лет оккупации фашисты регулярно проводили в их селе облавы на местных жителей, во время которых бабушка Мария надежно прятала своих, а также соседских детей. А ещё — девочки видели, как их мама по ночам пекла хлеб, который утром неизвестно куда девался: догадывались, что, она помогала партизанам.
Мы гордимся историей нашей большой семьи, которая вместе с другими советскими семьями прошла через все тяготы войны и своим ратным трудом внесла свой достойный вклад в победу над фашизмом. И сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших героев, из поколения в поколение передавать их имена и благодарить за мирное небо над головой!
В архиве нашей редакции сохранились старые подшивки районной газеты «Черноморская заря», в которых можно прочитать немало интересных воспоминаний наших жителей о своем довоенном детстве, фашистской оккупации, освобождении района и восстановлении мирной жизни. Так, в газете от 5 июня 1979 года под рубрикой «О времени и о себе», было напечатано письмо депутата Новоивановского сельского Совета О.Г. Фурлетовой, приуроченное к 35-летию Победы. Интересно, что автором этого письма является та самая Ольга Гавриловна, о семье которой спустя сорок лет рассказывает в своем видеоролике её дочь Татьяна Ефимова. К большому сожалению, нам не довелось побеседовать лично с Ольгой Гавриловной — по словам её односельчан, она ушла из жизни более тридцати лет назад… 
Предлагаем вниманию наших читателей очень трогательное письмо-воспоминание нашей землячки Фурлетовой Ольги Гавриловны, которой 30 марта исполнилось бы 93 года.
ПОМНИТЬ ВСЕГДА
В 35-й раз мы отпраздновали День Победы, отметили полувековой юбилей нашего хозяйства. Но не забыть те далекие теперь от нас события.
Помню, как в 1932 году наша семья прибыла в совхоз «Каракуль». Мать, отец и нас пятеро. Отец стал чабаном, мать — доила овец, помогала пасти их. Старшие брат и сестра тоже работали.
В 1939 году старшего брата призвали на действительную службу. Там и застала его финская война, а затем и Великая Отечественная. Отцу было поручено эвакуировать отары, а мы с матерью остались здесь, в Медведево. Вернулся отец, когда передал овец другому бригадиру на Ставрополье.
Вскоре после этого к нам ворвались фашисты. Началась отправка молодежи в Германию. Схватили они и моего младшего брата, которому не было ещё и 17 лет. В чем стоял, так и забрали. Потом мы узнали, что 12 наших ребят повесили, обвинив их в том, что якобы они подорвали железнодорожный путь, чтобы задержать отправку. Больше мы о нем ничего не слышали…
В Новоивановке хозяйничали немцы, а в Медведево — румыны. Помню, как после высадки десанта в Евпатории к нам привели двух моряков: одного совсем молодого, а другого лет 40-45. Даже запомнилась фамилия молодого. Я видела, как румын держал в руках комсомольский билет и бил им по лицу юношу. Когда он выпал, я схватила и успела прочитать: «Титов Михаил Васильевич, 1923 года рождения, г. Саратов». Солдат ударил меня плетью и вырвал комсомольский билет. Фамилии второго так и не пришлось узнать. Он был тяжело ранен в грудь.
Мы, тогдашние подростки, скрывались подальше от села в скирдах соломы, ямах, где прятали свое хозяйство и вещи. Фашисты хозяйничали, как хотели. Отнимали у жителей птицу, хлеб, масло. А когда почувствовали свою погибель, устраивали облавы и угоняли людей. Схватили тогда и моего отца, хотя ему было 60 лет. Я осталась с мамой. Она тяжело болела.
В апреле 1944 года наша армия выгнала немцев из Крыма. Мы, 15-17-летние подростки да оставшиеся женщины, начали пахать и сеять кто чем мог. Выручали уцелевшие коровы.
А в октябре того же года меня направили в астраханские степи для перегона овец в наш совхоз. Прибыв туда, мы увидели пустую степь, песок и отары овец, которых переправили из Средней Азии. Начали косить сухую траву, прессовать её в тюки и на верблюдах отправлять на станцию. Через месяц мы погрузили корма и овец и отправились в обратный путь. Он был долгим: шло много военных эшелонов. Наконец, прибыли в Евпаторию, а домой пошли пешком.
За хорошо выполненное задание директор совхоза Г.Ю. Егуткин выдал нам денежную премию и отрезы на платья. А через три дня меня, Сергея Борисенко и Аркадия Григоренко направили на трехмесячные курсы трактористов. Трудно было, но выучились. В хозяйстве тогда был один ХТЗ и один трофейный «бульдог», как мы его называли. Он-то мне и достался. Работала я на нем, пока он окончательно не развалился.
После весенне-полевых работ мы поехали в центральные мастерские ремонтировать свою технику. Там мы и встретили День Победы. Сколько было радости на лицах людей! Они плакали и смеялись, прыгали как дети, обнимались, поздравляли друг друга с Победой.
Потом стали возвращаться наши односельчане. Вернулся из освобожденной Венгрии и мой отец, уже больной: сказалось пребывание в лагере за колючей проволокой. Вернулся и снова стал работать чабаном.
1946-47 — тяжелые годы. Люди голодали. Скот кормили прелой соломой — остатками от крыш хат и кошар. Люди боролись с голодом и разрухой. Ели жмых, мерзлую птицу и зайцев.
Выжили!
Тогда, в 1947 году, приехала к нам Любовь Дмитриевна Захарова (ныне Терновая) и начала собирать молодежь и ребятишек в школу. По её рекомендации меня приняли в члены ВЛКСМ. Начали проводить комсомольские воскресники, вечерами репетиции, поездки с концертами в Новоивановку. Помню, ставили «Грозу» А.Островского, где я играла Катерину, а в «Цыганах» А.Пушкина мне довелось играть Земфиру. Вся музыка — балалайка. Под нее и пели, и плясали.
Шло время. Росли села. Хорошела жизнь.
Вот уже и мои дети выросли. Старшая, Наташа, заканчивает с отличием университет. Сын служит в Советской Армии. Младшая дочь учится в Симферопольском техникуме советской торговли.
В 1975 году в нашу семью пришло горе — умер муж, а в 1977 году я стала инвалидом второй группы. Более двух лет не могла работать. Казалось, все в моей жизни кончено. Но чувство долга заставляло вести до конца дело, которому я служу. С 1968 года я являюсь депутатом Новоивановского сельского Совета народных депутатов. И как не радоваться тому, что люди не забывают тебя, что ты ещё нужен им.
Часто, очень часто ко мне приходят односельчане, чтобы решить разные вопросы. И я не знаю одиночества, живу вместе со всем селом одним желанием, одним стремлением — чтобы никогда не повторилась война, чтобы наши дети и внуки всегда трудились на мирной земле.
Подготовила Лариса ЛАРИНА 
Фото из архива Т. Ефимовой

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий