Черноморская районная общественно-политическая газета
11 апреля 2025 г.

Братья Клименко: «Наш выбор — Родине служить!»

Братья Клименко: «Наш выбор — Родине служить!»


2025 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом защитника Отечества. Этот год посвящён героизму, подвигам и славным страницам истории нашей Родины и является данью уважения всем, кто сражался за Отечество в разные исторические периоды.
На страницах газеты «Черноморские известия» мы продолжаем рассказывать о героях СВО, ведь именно в знании истории своей страны и её героев, в любви к Родине — залог будущего. 
Сегодня собеседниками нашего издания стали наши земляки-черноморцы, с которыми мы поговорили об их решении пойти добровольцами на СВО, о преемственности поколений и о героях их семьи, о мужестве и человечности, о том, как война меняет мировоззрение человека, о вере и о том, что дает силы.
Давайте знакомиться: гости нашего интервью — братья Александр и Геннадий Клименко. Их сложно представить друг без друга, у них даже позывной один на двоих — «Невский» и «Невский-2».
- Александр, Геннадий, расскажите, когда начался ваш путь в рядах бойцов СВО?
Александр: С июля 2022 года мы с братом добровольцами пошли на СВО. Почему мы приняли такое решение? Потому что нам была небезразлична судьба нашей страны, и у нас уже было понимание, что такое военная служба. До этого мы отслужили срочную службу, а потом службе по контракту я отдал 8 лет, брат — чуть больше. Мы оба были в звании мичманов. А когда приняли решение участвовать в СВО, нам предложили звания командиров взводов, присвоили обоим звание старший прапорщик. Сейчас мы проходим службу в рядах 810 бригады морской пехоты.
- 2025 год объявлен Годом защитника Отечества. Расскажите, кто в вашей семье до вас стоял на защите Родины?
Александр: Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой... В нашей семье дедушки участвовали в Великой Отечественной войне, память о них мы с гордостью храним в наших сердцах. 
Иван Степанович Моисеенко родился и вырос в Казахстане. До войны он работал электриком в совхозе «Маканчи» Семипалатинской области. В сентябре 1940 года Ивана Моисеенко, рядового радиста, зачислили в одну из частей 111-й стрелковой дивизии. А в июне 1941 года его часть одной из первых приняла удар фашистов.
Иван Степанович защищал Псков и Ленинград, попал в плен в Лужском котле и 4 года находился в концлагере в Восточной Пруссии. 8 апреля 1945 года его вместе с другими военнопленными освободили части Красной армии. Потом были проверки уже в своих фильтрационных лагерях, и в марте 1946 года рядового радиста Моисеенко реабилитировали и демобилизовали.
После войны началось освоение целины. По призыву партии в казахские степи устремились тысячи новых переселенцев — агрономов, ветеринаров, молодых специалистов сельского хозяйства. Так сюда приехала выпускница аграрного техникума Александра Клименко. 
Александра стала женой Ивана. Они воспитали 4 детей. За достижения в труде Александра Лукьяновна была удостоена почетного звания «Заслуженный агроном Казахской ССР». Её наградили орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Вместе с Иваном Степановичем они прожили долгую и счастливую жизнь, остались в памяти своих детей и внуков самой красивой парой, которая стала эталоном любви и верности.
У нашего деда было три брата — Ефим, Андрей и Егор. Дед Егор дошел до Варшавы. Дважды на него приходила похоронка. Первая пришла в феврале 1944 года, а вторая — 2 марта того же года. Считали, что он погиб при освобождении Днепропетровской области. А он вернулся живой!
Геннадий: Ещё один герой нашей семьи — Скибин Николай Григорьевич. Он уроженец села Караджа (Оленевка). Война застала его уже опытным матросом Черноморского флота в Севастополе. Но пройти её дорогами долгий путь ему не довелось. Радист Николай Скибин пропал без вести в декабре 1941 года во время разведки боем моряков-черноморцев в Евпатории. 
Николая призвали на Черноморский флот в октябре 1937 года, когда ему исполнился 21 год. Образованный парень, в Севастополе он получил специальность радиста и за три года службы стал настоящим асом своего дела. 22 июня 1941 года Николай был на службе, когда в первый день войны фашисты бомбили Севастополь. Уже 30 октября началась героическая 250-дневная оборона города. Моряки-черноморцы сдерживали неравные силы противника в этой ожесточенной схватке.
В начале декабря штаб Севастопольского оборонительного района принял решение провести разведку боем в районе Евпатории. Командование Кавказского фронта планировало провести ряд дерзких рейдов вдоль всего побережья Крыма с целью отвлечения внимания и сил фашистов от осажденного Севастополя. Но прежде нужно было убедиться, что такие десантные операции имеют шансы на успех.
В ночь с 5 на 6 декабря 1941 года в порту Евпатории с двух сторожевых катеров Черноморского флота на пассажирский причал и Хлебную пристань высадилась разведгруппа штаба Черноморского флота. В её составе был и матрос-радист Николай Скибин. Операция развивалась стремительно и с успехом для черноморцев. В плен к морякам попали 10 фашистов, трофеем стал сейф с документами и оружием. По официальным данным, разведгруппа не понесла потерь. Но, выходит, что потери все же были. В этой операции матрос Николай Скибин пропал без вести.
Военные историки считают, что именно эта операция стала прологом вошедшего в историю Евпаторийского десанта в январе 1942 года. Той зимой 1941-1942 годов моряки-черноморцы для всего мира стали символом несгибаемого мужества и героизма, их подвиг вдохновил советских людей сражаться с фашизмом и побеждать. Одним из этих легендарных героев был матрос Скибин Николай Григорьевич.
- А сейчас давайте вернемся к теме СВО. Что повлияло на ваше решение пойти на фронт? Это был «порыв души»?
Геннадий: Нет. Это было обдуманное и взвешенное решение.
- Это было ваше общее решение?
Геннадий: Да.
Александр: Мы всегда всё решаем вместе.
- Не пожалели о своём решении?
Александр: Нет. Мы осознано шли защищать Родину. Знаете, говорить о любви к своей земле, к своему дому, стране, и ничего не предпринять для защиты, остаться в стороне — это лицемерие, это недопустимо.
Геннадий: Если не мы, то кто? Девиз морской пехоты гласит: «Там, где мы, там победа!». Так и есть.
- Как близкие и друзья отреагировали на это ваше решение?
Александр: Супругу предупредил заранее, но мне кажется, что она до последнего не верила, что мы осуществим задуманное.
Геннадий: Я своим родным не сказал. Они узнали гораздо позже, когда мы уже приехали с Угледара.
- Геннадий, а почему Вы решили не рассказывать родным о своем решении пойти на СВО?
Геннадий: Чтобы они не переживали, чтобы беречь их психику. 
- Как прошло ваше «боевое крещение»?
Геннадий: Фронт у каждого разный. Мы с братом попали на Донецкое направление. Думаю, сегодня все знают, насколько непросто там было.
- Я знаю, что вы — верующие люди. Как считаете, верно ли утверждение, что на войне атеистов не бывает. Есть ли место Богу на войне?
Александр: Пока человек находится далеко от фронта, то говорит: «Какой там Бог?». А когда становится тяжело, все кричат: «Господи, Помоги!».
- Помогает?
Александр: Помогает! У нас в машине всегда с собой икона Георгия Победоносца, на ней с другой стороны написан 90-ый псалом «Живый в помощи Вышняго». Когда читаешь этот псалом, ни одна пуля не берет. Много случаев было, когда она нас сберегла в самых сложных ситуациях.
- Насколько военные суеверные люди? Есть у вас какие-то приметы?
Геннадий: Не приметы, а интуиция! Если я еду на задание и не испытываю страха, то значит, что-то непременно случится.
- У вас есть обереги?
Александр: У каждого есть что-то своё. Кто-то возит талисман-чебурашку, некоторые письма от детей, кто-то от мамы. Но практически у всех есть в кармане иконы. У меня есть икона Александра Свирского, её мне подарила схимонахиня из Медведево. Эта икона когда-то мироточила. Она у меня в бронежилете лежит. А еще в бронежилете у меня есть флаг, мне его подарили в монастыре Херсонской области. Сослуживцы шутят, что это мой РЭБ (радиоэлектронная борьба). Говорят, что «Невский» ездит со своей иконой.
- Что самое страшное на войне? 
Александр: Для нас самое страшное — потерять личный состав. Мы бережем людей, чтобы, когда придет Победа, не стоять перед их родителями с опущенной головой и не говорить: «Простите, что не уберегли вашего ребенка».
- Как писала поэтесса Юлия Друнина, которая о войне знала не понаслышке: «Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне». Как преодолеть страх?
Геннадий: Если бы не было страха, не было бы чувства самосохранения. Преодолеть страх помогает чувство ответственности. Необходимо выполнить поставленную задачу, чтобы не подвести товарищей, и мы её выполняем.
- Что вам помогает сохранить силу духа?
Александр: Вера в Бога и вера в то, что тебя ждёт дома семья!
- А что для вас значит мужество?
Александр: Это значит взять на себя ответственность за каждое действие.
Геннадий: Мужество нам дает вера в Победу, вера в Господа, в то, что ты выполнишь поставленную задачу, вернешься домой и всё будет хорошо!
- Как в «аду» войны сохранить человечность? 
Александр: Скажу так: не нужно желать плохого ближнему своему. Нужно стараться в каждой конкретной ситуации оставаться человеком, неопоскудиться.
- Что изменилось в вас лично после пребывания на фронте?
Александр: Переосмыслил жизненные ценности. Я там понял, кто есть кто. Осознал, с кем можно идти вперед, а с кем мне не по пути.
Геннадий: Я понял, что жить нужно здесь и сейчас, не откладывать на потом. Потому что жизнь мимолетная, сейчас ты живой, а завтра — неизвестно. Как показала практика, так и есть…
- Чего больше всего не хватает бойцу за «ленточкой»?
Александр: Семейного тепла.
- Насколько на фронте важна помощь тыла?
Геннадий: Благодаря тылу есть и сила духа, и желание побеждать.
- По вашему опыту, что из гуманитарной помощи ценится на передовой больше всего?
Геннадий: Все для нас ценно!
Александр: Даже простое письмецо, написанное с любовью, — это большой вклад в душу человека, в Победу.
- Вы такие письма получали? 
Геннадий: Мы много писем получали из нашего района и из других регионов.
- Что вам запомнилось больше всего из этих писем? 
Александр: Очень запоминаются письма, написанные детьми. Они всегда пишут: возвращайтесь, мы вас любим, ждем! Это очень трогательно и душевно.
- А вы когда-нибудь отвечали детям на эти письма? 
Геннадий: Да, мы присылали видеообращение.
- То есть тыл почувствовал ответ с фронта?
Александр: Да (смеется).
Геннадий: А мне одно письмо запомнилось! Девочка 14 лет из села Ишунь Красноперекопского района не просто в письме передала бойцам привет, но и написала анекдот. Мы были в восторге.
- Бойцам приятно получать такие письма?
Александр: Конечно, мы вешаем их на стены в блиндажах. И все детские поделки, и подарки тоже стоят в блиндажах и на пунктах наблюдения.
- Говорят, что те, кто побывал «за ленточкой», всегда планируют вернуться обратно. Почему так?
Геннадий: Адреналина не хватает!
- А когда завершится СВО, как солдатам вернуться к мирной жизни?
Александр: В любом случае нужно будет перестраиваться. Я не говорю, что это будет просто. Но нужно будет начинать жить мирной жизнью. Самое главное — остаться человеком!
- С учетом вашего опыта, что бы вы посоветовали тем, кто намерен стать участником СВО? 
Александр: Такой человек должен быть готов морально и физически, но и быть в сердце с Богом, без него — никуда!
- Александр, Геннадий, спасибо за откровенный разговор. Желаю вам благополучия и чтобы всё, что вы задумали, осуществилось! Дай Бог, чтобы все у вас было хорошо!
Беседовала Ярослава Филиппова

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий