Черноморская районная общественно-политическая газета
10 мая 2023 г.

Дневниковые записи руководителя диверсионного отряда Эмануила Михайловича Гурвича «Дорогами войны»

Дневниковые записи руководителя  диверсионного отряда Эмануила  Михайловича Гурвича «Дорогами войны»


Как сейчас помню, в 20-х числах марта 2011 года в Черноморской поселковой и Новосельской библиотеках прошли презентации книги Эмануила Михайловича Гурвича «Дорогами войны». Двенадцать лет этого скромного человека уже нет среди нас, но многие жители поселка еще помнят его добрый взгляд и спокойную речь. Помнят его, гуляющего с женой по тихим южным улицам. Боевой фронтовик, орденоносец, верный товарищ, активный член ветеранской организации, полковник в отставке Эмануил Михайлович 1919 года рождения проживал в поселке Черноморское по улице Кирова, в доме 71, квартире 25, и на протяжении всей своей жизни был образцом яркого служения людям, порученному делу, за которое брался, за которое болел, которое всегда доводил до логического завершения.
Одно дело, дело всей жизни,  не успел Эмануил Гурвич довести до конца — не успел издать свои фронтовые записи, которые вел с самого начала войны, несмотря на жесточайший запрет «особистов», вел в сложной боевой обстановке с огромной верой в то, что после победы расскажет современникам о людях, с которыми шел по трудным военным дорогам. В советское время рукописи, направляемые в издательства, возвращались к нему обратно с одной лишь резолюцией: «Неправдоподобно... Слишком реалистично!». 
Неправдоподобно, что в глубоком фашистском тылу, когда враг стоял уже у ворот Москвы, в Белоруссии функционировала целая партизанская республика, а в райцентре Дятькове на Брянщине работали государственные учреждения и уцелевшие предприятия, школы, больница, библиотеки, фотоателье, Дом культуры, демонстрировались советские кинофильмы, издавалась газета «Партизанская правда»?! Под откос летели эшелоны, взрывались машины и здания, захватывались транспорты с оружием. Ответные действия немцев особого успеха не имели — найти, а тем более уничтожить партизанский отряд в глухих лесах крайне сложно.
Боевой дух оккупационных войск был сильно подорван. В дневнике одного из вражеских офицеров были найдены такие строки: «... Всюду и везде, в лесах и болотах носятся тени мстителей... Проклятие, никогда и нигде на войне мне не приходилось переживать подобного. С призраками я не могу воевать. Сейчас я пишу дневник и с тревогой смотрю на заходящее солнце — лучше не думать... Наступает ночь, и я чувствую, как из темноты неслышно ползут, подкрадываются тени, и меня охватывает леденящий ужас...» 
Силами дятьковских рабочих для обороны «партизанской республики» были построены два импровизированных бронепоезда, вооруженных легкими орудиями. Для перемещения своих сил внутри района и перевозок гражданского населения партизаны даже сумели пустить в эксплуатацию пассажирскую узкоколейную дорогу между Дятьковом и Бытошью с двумя паровозами и подвижным составом.
Из книг и фильмов о Великой Отечественной войне мы знаем, что партизанское движение на оккупированных территориях частично стихийное, частично организованное из Москвы, довольно сильно досаждало фашистам. Группой Гурвича для переправки в Москву был захвачен штабс-фельдфебель полевой жандармерии Альберт Фишер, который на допросе сказал: «Меня крайне удивило, что у вас, партизан, работает даже железная дорога, по которой мне самому пришлось ехать в партизанском бронепоезде. Эта огромная сила партизан произвела на меня неизгладимое впечатление». 
«...Жуковский партизанский отряд активно обзаводится артиллерией: он имеет уже 12 пушек... После активного артиллерийского обстрела станции Жуковка — было выпущено до 450 снарядов — были разбиты 3 эшелона, один из которых содержал конных карателей...» — записал тогда один из эпизодов Эмануил Гурвич. И таких примеров в партизанской хронике Эмануила Михайловича достаточно.
Но действия партизанских отрядов не ограничивались диверсионными актами и взятием пленных. История той войны знает несколько примеров, когда крупные партизанские соединения очищали от немцев даже не отдельные села или деревни, а целые районы.
В начале 1942 года объединенные силы дятьковских партизан, базировавшихся в глухих лесах северо-востока области, освободили от фашистов районный центр Дятьково и старые заводские поселки — Бытошь, Старь, Ивот. Это не было стремительным «набегом» — на территории в десятки квадратных километров в глубоком тылу врага была восстановлена государственная власть, открыты школы, Дом культуры, заработали некоторые предприятия, издавалась газета «Партизанская правда». И все это — при многократном превосходстве немцев в людях и технике, при отсутствии у партизанских соединений тяжелого вооружения и авиации.
Помимо собственно партизанских формирований, которые вели активные операции против оккупантов, создавались группы самообороны, задачей которых была охрана населенных пунктов, промышленных объектов и сельхозугодий. В частности, одной из важнейших задач было сохранить оставшийся в тылу фашистской армии урожай от захвата или уничтожения оккупантами. Группы самообороны взаимодействовали с партизанскими отрядами, приходившими на выручку в случае появления больших сил противника. Зачастую урожай приходилось убирать под артиллерийским обстрелом или под самым носом у приближающихся карательных отрядов. Повсеместно проводились и государственные закупки сельскохозяйственных продуктов — для нужд тех же отрядов.
Мужество, несгибаемость дятьковцев поражали и врагов. Захватчикам не было покоя и от подпольщиков. Уже в октябре-ноябре 1941 года подпольные организации действовали в Брянске и Бежице, Комаричском, Навлинском, Стародубском, Погарском, Трубчевском, Дятьковском, Брасовском, Дубровском, Клетнянском и других районах. Далеко за пределами России известен беспримерный подвиг героев Сещинского интернационального подполья, о которых был снят многосерийный фильм «Вызываем огонь на себя». Он собирал у экранов миллионы зрителей. 
25 марта 2010 года г. Брянск Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева был удостоен почетного звания «Город воинской славы». 
Дело фронтовика закончил его товарищ, Кравченко Валерий Петрович. В Симферопольском издательстве «Антика», благодаря финансовой поддержке С.П. Антипенко, Л.Н. Глушко, Л.Б. Каримова, В.В. Клименко, Ю.Л. Козака, С.А. Лужецкой, П.В. Малахова, В.Г. Панченко, Л.В. Туйсузовой, П.В. Чергинец, А.А. Юрдама, небольшим тиражем в 300 экземпляров вышла книга воспоминаний фронтовика-орденоносца.
Мне тогда посчастливилось принять участие в презентации нового издания в Новосельской библиотеке, я видел с какой заботой и трепетом готовилась к этому мероприятию заведующая библиотекой Валентина Сергеевна Матвиюк, стараясь передать собравшимся в зале читателям чувства, переполняющие ее после прочтения дневниковых записей семидесятилетней давности. 
Воистину, память равна воскрешению! Память об Эмануиле Михайловиче будет жить в наших сердцах, как и память о миллионах, чьим бессмертно-тяжелым трудом ковалась победа, восстанавливалось разрушенное войной народное хозяйство!
Николай Левков

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий