Черноморская районная общественно-политическая газета
16 апреля 2025 г.

Последний бой капитана Стрельцова

Последний бой капитана Стрельцова


«Вся тяжесть боёв легла на бойцов 32 бригады. Вслед за танкистами туманным утром 17 января 1943 года в Чеботовку ворвался мотострелковый батальон капитана Николая Стрельцова, обойдя её с южной стороны. Уже на окраинах станции советские бойцы встретились с жесточайшим сопротивлением противника. Чеботовка была наводнена отступающими из Миллерово немецкими частями, ожидающими эвакуации эшелонами, которыми были забиты все железнодорожные пути.» Это строки из статьи «Штурм станции Чеботовка, 1943 г.» (Геннадий Коваленко 1) на портале «Проза. ру».
Из воспоминаний заместителя командира первого мотострелкового батальона по политчасти Андрея Антоновича Балтрушевича: «Перебегая от дома к дому, от канавы к канаве, мы приближались к вокзалу. Немцы отовсюду вели ураганный огонь из автоматов и пулемётов. Но велик и неотразим был наступательный порыв наших воинов. Они метр за метром отвоёвывали у врага территорию Чеботовки. Однако цепи наступающих редели. 
Вот упал сражённый вражеской пулей наш отважный комбат Николай Стрельцов». 
А вот как описывает эти события танкист, тогда ещё лейтенант Отрощенков Сергей Андреевич: «Сунулись ночью, без разведки. Погибли комбриг Дурнев, полковой комиссар полковник Лысенко, брат известного советского селекционера, командир нашего батальона тоже погиб… После трагедии в Чеботовке к нам на помощь подошла мотострелковая бригада. Они перебили всех немцев, что засели в деревне. В этом бою я не участвовал. Когда мы догнали часть, там уже все было кончено, но груды немецких тел, лежащие на улицах, видел. Мы с экипажем участвовали в похоронах наших товарищей, дали залп из танкового орудия».
Николай Стрельцов — кто он? Не наш ли Николай Федорович Стрельцов, о котором все, что осталось — это пожелтевшие от времени фотография и похоронка, из которой родственники знают, что он погиб в Сталинградской битве? 
Долгие годы родственники искали хоть какую-нибудь информацию о Николае Федоровиче, но все тщетно. Не было информации ни в ОБД «Мемориал», ни на других информационных сайтах.
И вот на сайте МО РФ «Память народа» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне выложена информация из личных дел погибших офицеров. При очередном просмотре в поле зрения попадает информация о капитане Стрельцове Н.Ф., уроженце г. Омска и призванного на службу Омским облвоенкоматом. Может быть, в этой информации ошибка?
Есть некая ниточка из воспоминаний племянницы Нины Матвеевны Усиковой. Её дядя Стрельцов Николай Федорович до войны служил в Омске. 
Возмужавший, но узнаваемый — это Николай Федорович Стрельцов, которого так долго искали родственники! 
Удивительна судьба этого человека. Из воспоминаний Нины Матвеевны Усиковой (Пчельниковой) известно, что родился Николай Федорович Стрельцов 7 ноября 1913 года в деревне Кержемок, история которой тянется с незапамятных времен, а название происходит от древних названий народов эрзя и мокша.  
В деревне сплошь и рядом были фамилии Стрельцов, Пчельников.
У отца, Стрельцова Федора Кузьмича, было крепкое крестьянское хозяйство. 
В большой семье из 13 детей после болезни «испанка» остались живы только четверо: Серафим (1905-1961 гг), Мария (1911-1980 гг), Николай (1913-1943 гг), Евдокия (1921-2007 гг).
Во время коллективизации семью не выслали в Сибирь, так как в Марию влюбился «голытьба» Матвей Пчельников, ставший коммунистом и возглавивший коллективное хозяйство. 
Мария тоже любила Матвея, но отец был категорически против этого союза.  
Пчельников Матвей пришел к Федору Кузьмичу и предложил сделку: «Отдай за меня Машку — не трону, иначе загремишь в Сибирь!» Предложение было принято, Мария вышла замуж за Матвея. Федор Стрельцов отдал часть имущества в коллективное пользование и вновь созданной семье — и семья Федора Стрельцова осталась в Кержемке, дети получили возможность закончить учебу в родном селе.
После окончания школы Николай поступил в Арзамасский учительский институт, по окончании которого направлен в деревню Понетаевка учителем русского языка.
В 1935 году Стрельцов Н.Ф., которому было уже 22 года, добровольно поступил на службу в Красную армию. Был направлен в Киев на курсы красных командиров, окончил их с отличием и сфотографирован у развернутого Красного знамени по окончании учебы.
На фронт Стрельцов Н.Ф. был направлен в составе 1210 стрелкового полка 362 стрелковой дивизии, сформированной на базе Омского пехотного училища в городе Омске с августа по 9 ноября 1941 года. Полк принял первый бой 15.02.1942 года в Ржевской битве под городом Нелидово. 
К сожалению, доступа к личному делу нет, но можно предположить, что Стрельцов в ходе боев был ранен и в 32 отдельную мотострелковую бригаду (32 мсбр)  направлен после выздоровления.
В тридцать лет Николай Федорович был командиром 1-го батальона 32-й отдельной мотострелковой бригады. Обычно командиром первого батальона назначали самого передового, перспективного офицера, который мог в случае гибели командиров возглавить командование бригады, полка.
Педагогические знания и навыки пригодились в боевой подготовке.
Из дневника заместителя командира по политчасти: «Большим мастером по обучению личного состава военному делу показал себя командир 1-го батальона Н.Ф. Стрельцов. В этом молодом капитане воплощались настоящие качества советского офицера-патриота — дисциплинированность, подтянутость и самое главное — страстное желание учиться и учить подчиненных. 
Когда Красная Армия получила исторический приказ тов. Сталина № 306 (от 8.10.1942 г.), командование бригады поручило Стрельцову провести показные тактические занятия для всего личного состава. Капитан Стрельцов прекрасно справился с возложенной на него задачей».
Значит, в октябре 1942 года капитан Стрельцов Н.Ф. уже был в 32 омсбр.
Как свидетельствуют сослуживцы,  Николай Федорович Стрельцов был грамотным, отважным офицером, самой жизнью воспитанный на традициях родной нижегородской земли в духе стойкого воина, отличительной чертой характера которого было «русские не сдаются!»
Подчиненный ему батальон состоял из таких же русских людей, вставших в военный строй для защиты своих семей, своей родной земли, многие оружие взяли в руки совсем недавно. 32 бригада была сформирована в Саратове с мая по октябрь 1942 года, личный состав поступал из мобилизованных вчерашних рабочих, колхозников с соседних областей и прибывших солдат и офицеров после лечения из госпиталей. 
В октябре 42-го бригада включена в состав 18-го танкового корпуса 5 танковой армии.
Капитан Стрельцов Н.Ф., защитив Москву, вступает в бой по слому хребта гитлеровской Германии в Сталинградской битве. В составе 18 танкового корпуса 32 мотострелковая бригада участвовала в Сталинградской стратегической наступательной операции (операция «Сатурн» 19.11.1942-02.02.1943).
Всего два месяца прошло с начала операции «Сатурн» до боя в Чеботовке, только 60 дней... Но это шестьдесят дней боёв, нечеловеческих усилий по выполнению возложенных воинских обязанностей, это риски погибнуть в каждую секунду, каждый миг в этих долгих шестьдесят дней!
Чтобы понять, что же произошло на станции Чеботовка 17 января 1943 года, кратко рассмотрим историю боев под Сталинградом. 
Снежной, морозной зимой 1942 года Красная армия перешла в наступление и окружила 6-ю армию Вермахта под Сталинградом. Для спасения попавших в окружение войск гитлеровское командование попыталось деблокировать «котел» (операция «Винтергевиттер» или операция «Зимняя гроза»). Предназначенная для нанесения деблокирующего удара, 4-я танковая армия Г.Гота была усилена тремя авиаполевыми дивизиями и частями СС. Авиополевые дивизии — это гитлеровские десантники.
В состав усиления входила бригада СС «Шульдт» (боевая группа — кампфгруппа «Шульдт»). Данная бригада была одной из первых боевых групп войск СС, сформированных для выполнения определенной задачи. В ее состав входили 100-й авиаполевой батальон дивизии «Герман Геринг» под командованием капитана Маттеаса, один батальон моторизованной пехотной дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», полк СС «Дер Фюрер» из состава 2-й танковой дивизии СС «Дас Райх», 1-й батальон из состава 1-го полицейского пехотного полка полицейской дивизии СС, батальон сопровождения фюрера. Это были одни из самых боеспособных подразделений СС. Судя по тому, что в бригаду был включен батальон личной охраны и сопровождения Гитлера, перед ней ставились исключительно важные задачи. 
Операция по деблокировки фельдмаршала Паулюса была провалена. Перед активным наступлением частей Красной армии немецкие части отступали, а специальные подразделения гитлеровцев, десантники и батальоны СС спешно выводились изпод удара. 
Как описывает Геннадий Коваленко, на ст. Чеботовка оказались остатки дивизии горных стрелков генерала Кайзерлинга, «100-й авиаполевой батальон дивизии «Герман Геринг» под командованием капитана Маттеаса», примкнувшие к нему  «батарея 20-мм зенитных орудий и батарея 88-мм орудий, затем батарея 150-мм полевых пушек, с ней рота СС с легкими пехотными орудиями, рота полиции СС, две роты железнодорожного батальона, несколько разрозненных групп солдат других подразделений». 
Всего на станции собралось не менее  2 000 отборных фашистов. 
Вчитайтесь в эти строки и поймете, кого настигли наши войска, кто был загнан в угол!
В это время 32 мототрелковая бригада, как записано в Журнале боевых действий, выполняла Приказ командира 18 танкового корпуса № 30 по освобождению станции Чеботовка. 
32-й мотострелковой бригаде было предписано «к 17.1 занять ст. Чеботовка. К 6.00 18.1 занять южные скаты высоты 127.2 и атаковать ст. Чеботовка с юга по главной улице, овладеть южной частью поселка... ». 
Вот так на станции Чеботовка встретились воины батальона капитана Стрельцова Николая Федоровича с отборными подразделениями СС и десантниками Геринга. 
Для немцев это был «бой в белом аду» в крещенские морозы!
На железнодорожных путях стояли эшелоны под загрузку, даже был подан санитарный поезд.  Погрузка проходила морозной ночью, было около -40. Фашисты спешили, торопились убраться в теплые казармы, подальше с этих жутких для них мест.
Когда казалось, что это спасение, когда уже началась погрузка, к станции подошла колонна танков подполковника Дурнева, и с ходу завязался бой. Думаю, что командир танкистов понимал — немецкая механизированная колонна может уйти, удрать, поэтому времени на разведку не было, нужно было настичь немцев и уничтожить. Завязавшийся ночной бой остановил плановую погрузку, немцы вступили в сражение. 
Ранним утром вступил в бой подошедший первый батальон 32 мсбр.
Командир батальона капитан Стрельцов Н.Ф. был исполнительным офицером, его подразделение прибыло на станцию в предписанное время и указанное место, батальон пошел в атаку на южной окраине Чеботовки.
Это был жестокий бой. Бой с противником, вооруженным до зубов автоматическим оружием, противотанковыми пушками, прошедшим специальную подготовку, воевавшим до этого на средиземноморских просторах при +50, и не хотевшим навечно остаться в ростовских черноземах.
Был бой с волчьей стаей, спасавшей свои шкуры. 
Сражение длилось больше суток, начавшись в ночь с 17 на 18 января, закончилось утром 19 января. Из Журнала БД: «32 мсбр в течение дня вела бой за станцию Чеботовка и к 10.00 19.1 полностью овладела станцией».
Обе стороны понесли огромные потери. «Большой крови стоила нашим солдатам и офицерам маленькая станция Чеботовка, но в разы больше здесь полегло гитлеровцев. Вся станция и её окрестности были завалены сотнями трупов немецких солдат, пытавшихся вырваться из огневого мешка. Для того, чтобы их захоронить, местным жителям потребовалось больше месяца».   
Это был последний бой капитана Стрельцова Николая Федоровича!
Он погиб, но остался победителем!
В нашей памяти капитан Стрельцов Н.Ф. остался офицером — патриотом, своей жизнью защитившим нашу Родину!

P.S. Основной причиной долгих поисков капитана Стрельцова Н.Ф. была небрежность полкового писаря при заполнении документа «Донесение о потерях», где было указано, что он родился в г. Омске, призван Омским облвоенкоматом. На самом же деле родился Стрельцов Н.Ф. в д. Кержемок Шатковского уезда Нижегородской губернии (сейчас д. Кержемок Шатковского района Нижегородской области). Погиб капитан Стрельцов Н.Ф. в Ростовской области, Тарасовский район, на станции Чеботовка, и должен быть захоронен на хуторе Верхний Митякин, но в списках похороненных не значится. Память о Стрельцове Николае Федоровиче сохранена в Книге памяти города Омска.

Гайцук С.Г., 
учитель физики МБОУ «Новосельская 
средняя школа им. Ивана Жудова»

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий